Eng
Интервью

«Жизнь как коррида». Андрей Кончаловский о выставке картин Петра Кончаловского

30 марта 2010 г., Российская газета

В государственном русском музее Санкт-Петербурга открылась выставка работ Петра Кончаловского «К эволюции русского авангарда».

В экспозиции собрали все самые значительные работы художника, которые хранились в Русском музее, Третьяковской галерее, Фонде Петра Кончаловского и частных собраниях. Всего 93 картины и 19 графических работ, а также редкие фотографии, письма и личные вещи художника, которые широкая публика еще не видела. До 15 июля выставка продлится в стенах Корпуса Бенуа Михайловского дворца, а осенью переедет в Третьяковскую галерею.

Кончаловский - фигура в искусстве противоречивая. Его упрекают в том, что он всегда отставал от современных тенденций, критики 1920-1930-х годов писали о «несоответствии требованиям эпохи». Широкому зрителю как раз интересен Кончаловский разный. С явным влиянием Ван Гога, как в картинах «Франция. Немур», 1908 год, или «Ирисы», 1911 год, или идущий вслед за Гогеном - «Наташа на стуле», 1910 год. Кончаловский - страстный и яростный, вдохновленный испанской корридой - «Матадор», 1910 год,  «Бой быков в Севилье», 1910 год. И главное - Кончаловский - сезаннист (последователь творчества Поля Сезанна).

Параллельно с открытием выставки в Русском музее в Президентской библиотеке имени Бориса Ельцина прошла научная конференция «Россия и  «Глобальный эффект Сезанна». Искусствоведы из России, США, Англии, Франции, Германии, Индии, Японии, стран Латинской Америки обсуждали влияние, оказанное Сезанном не только на искусство мировое, но и на российское, а в частности - на творчество Петра Кончаловского. Культурные события - конференция по Сезанну и выставка Кончаловского - проходят в рамках Года России во Франции и Франции в России. Почетным гостем конференции стал Филипп Сезанн - внук знаменитого художника, а на открытии выставки в Русском музее побывал экс-премьер-министр Франции Доминик Де Вильпен, которого в работах Кончаловского поразило соединение "Востока и Запада, исконно русских тем с влиянием европейской живописи".

Вице-премьер Александр Жуков на открытии выставки отметил, что «за свою жизнь Петр Кончаловский написал около пяти тысяч картин, но мы, к сожалению, видели только малую часть его работ». Специалисты-искусствоведы и гости конференции, посвященной влиянию Сезанна на мировое искусство, сошлись во мнении - особенно долго Петр Кончаловский хранил верность именно манере Сезанна. На открытии выставки присутствовали внуки Кончаловского - Андрей Кончаловский и Никита Михалков. По окончании научной конференции режиссер и председатель совета учредителей Фонда Петра Кончаловского Андрей Кончаловский ответил на вопросы «РГ»:

— Российская газета: Вы в ходе конференции говорили о том, что многие современные художники не умеют рисовать, что в музеях под видом современного искусства выставляют скульптуры из проволоки и маринованных акул. Почему такое искусство востребовано у современной публики?

— Андрей Кончаловский: Поколение людей, которое шло в музеи для того, чтобы наслаждаться произведениями искусства, не спрашивая, сколько это стоит, кончилось. Мы последние. Следующие поколения прежде всего интересует - сколько стоит. Например, я сейчас снимаю "Щелкунчика", так все сразу спрашивают: "Сколько стоит?". Когда узнают, что фильм стоит 90 миллионов, понимают, что об этом стоит писать и говорить. Плохой ли он будет, хороший - никого не волнует. В мир пришли жесткие рыночные отношения. Когда я вижу произведения Энди Уорхола в музее живописи, экспонирующиеся вместе с Микеланджело, мне просто стыдно. Для того чтобы понять, что работы Уорхола - не искусство, не нужно долго думать. Все, что вышло за подписью Энди Уорхола, произвели на свет другие люди. Он сам ничего не сделал своими руками. Просто звонил по телефону и заказывал, что нужно сделать. Его работы можно назвать дизайном, но не произведениями живописи.

Кто-то из современных художников, творцов гнет руками доски и железки. Но так называемое концептуальное искусство не выражает того, что для меня в искусстве - главное. Для меня в искусстве важно то же, что было необходимо для Сезанна, Матисса, Петра Кончаловского: выразить чувственное наслаждение от созерцания форм природы. Живопись - это чувственное наслаждение от красоты, будь то яблоко, бутылка, цветок, женщина, мужчина. Что еще важно - индивидуальное видение, понимание, что никто другой этого не увидит, не сделает. Замариновать акулу или сделать фотографию Мэрилин Монро может любой. Это концепция, которая выдается за искусство, но это не искусство. А огромные деньги платят за подобные концепции очень хитрые дельцы, пользуясь темнотой и неграмотностью современного капиталистического класса.

— На конференции несколько докладов были посвящены влиянию Сезанна на творчество Петра Кончаловского. Как, по-вашему, Петр Кончаловский - главный сезаннист в русском искусстве?

— Он не был сезаннистом. Он был последователем Сезанна, но при этом убежден, что и Ван Гог, и Сезанн очень близки, что они оба вышли из Моне. Он развивал традиции Сезанна и остался им верен до конца жизни. Петр Кончаловский, безусловно, был под влиянием французского постимпрессионизма, он писал картины в духе Ван Гога. Он искал, пробовал. Ушел в кубизм, вернулся и не пошел дальше по пути разложения формы.

— Как показала научная конференция, для позднего Сезанна гора Сент-Виктуар стала главным альтер-эго художника в природе. Про Петра Кончаловского говорят, что он потерялся в позднем периоде творчества. Не нашел своего главного собеседника в природе.

— Думаю, Сезанн писал эту гору в разном свете просто потому, что она позволяла ему увидеть свое место в Эксе, в Провансе. Он каждый раз видел ее по-новому. Кончаловский тоже писал горы, писал Казбек. Он говорил: "За каждую картину берусь как за абсолютно нового, необъезженного коня. Я ничего не делаю второй раз. Каждый цветок каждый раз нужно писать по-новому". Он нашел себя в наслаждении от того, что он запечатлевает красоту. Его живопись не красивая. Она яростная, любвеобильная. Он любит мир. Его даже упрекают, что в то время, как люди сидели в ГУЛАГе, он наслаждался. Его критикуют за то, что он любил жизнь! Но он не большевиков любил, а яблоки! И он мог сделать из них произведение искусства.

Александр Бородянский Андрей Тарковский искусство BBC кино кинематограф классическая музыка композитор демократия Дмитрий Быков документальный фильм Единая Россия выборы творческий вечер Евгений Миронов художественный фильм Фильм Глянец Harpers_Bazaar Hello история Голливуд Дом дураков индивидуальная ответственность Италия знание Meduza деньги Москва музыкант дворяне Оскар личная ответственность Петр Кончаловский пианист политика проект Сноб Pussy Riot ответственность Поезд-беглец Сергей Рахманинов общество государство Святослав Рихтер Дядя Ваня деревня Владимир Путин Владимир Софроницкий Запад женщины Ёрник авангард Азербайджан АиФ Александр Домогаров Алексей Навальный Альберто Тестоне Америка Анатолий Чубайс Андрей Звягинцев Андрей Зубов Андрей Смирнов Анна Политковская анонимная ответственность Антон Павлович Чехов Антон Чехов Арт-Парк Белая сирень Белая Студия Ближний круг Болотная площадь Большая опера Борис Березовский Борис Ельцин Брейвик Бремя власти буржуазия Быков Венецианский кинофестиваль Венеция вера Вечерний Ургант видео Виктор Ерофеев Владас Багдонас Владимир Ашкенази Владимир Меньшов Владимир Соловьев власть Возвращение Возлюбленные Марии Война и мир воровство воспоминания Вторая мировая война выставка гастарбайтеры гастроли Гейдар Алиев Грех Дарья Златопольская Дворянское гнездо демографический кризис Джеймс Уотсон дискуссия Дмитрий Кончаловский Дмитрий Медведев Дождь Дуэт для солиста Евгений Онегин Европа ЖЗЛ журнал земля Ингмар Бергман Индустрия кино интервью интернет Ирина Купченко Ирина Прохорова История Аси Клячиной История от первого лица Казань Калифорния Калуга КиноСоюз Китай Клинтон коммерция консерватория Константин Эрнст конфликт Кончаловский коррупция Кремль крестьяне крестьянское сознание Кристофер Пламмер критика Кулинарная Студия Julia Vysotskaya культура Ла Скала Лев зимой Лев Толстой лекция Ленин Леонид Млечин Ли Куан Ю Лондон Людмила Гурченко Макс фон Сюдов мальчик и голубь менталитет Микеланджело Михаил Андронов Михаил Прохоров Монстр музыка мэр народ национальное кино национальный герой Неаполь нетерпимость Ника Никита Михалков Николина Гора новое время образование Одиссей Олимпиада опера памятник Первый учитель Петр I Петр Первый Пиковая дама Питер Брук Познер политические дебаты Последнее воскресение правительство православие президент премия премия Ника премьера произведения искусства Пугачева радио Рай РВИО религия ретроспектива Рига Рим Роберт Макки Родина Роман Абрамович Романс о влюбленных Россия Россия 1 РПЦ русская служба BBC русские русский народ Самойлова Санкт-Петербург Сапсан Сахалин свобода Сезанн семья семья Михалковых Сергей Магнитский Сергей Михалков Сергей Собянин Сибириада Сильвестр Сталлоне Сингапур смертная казнь социальная ответственность спектакль спорт средневековое сознание Средневековье СССР Сталин сценарий сценарист Сцены из супрежеской жизни США Таджикистан Таллинн Танго и Кэш ТАСС творческая встреча театр театр им. Моссовета театр Моссовета телевидение телеканал терпимость к инакомыслию Тимур Бекмамбетов Третьяковская галерея Три сестры Тряпицын Украина Укрощение строптивой улицы усадьбы фашизм феодализм фестиваль фонд Петра Кончаловского футбол цензура церковь цивилизация Чайка человеческие ценности Чехов Чечня Шекспир Ширли Маклейн широкий прокат Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эхо Эхо Москвы юбилей ювенальная юстиция Юлия Высоцкая Юрий Лужков Юрий Нагибин