Eng
Интервью

"Культура - это не только права, но и обязанность". Интервью Андрея Кончаловского о русском сознании и новых фильмах

18 августа 2022 г., https://rg.ru/2022/08/18/proekt-dlia-rossii.html

Источник
Текст: Валерий Кичин

Этот разговор с режиссером, народным артистом, президентом киноакадемии "Ника" Андреем Кончаловским состоялся в преддверии юбилея - создателю "Аси-хромоножки" и "Курочки Рябы", "Романса о влюбленных" и "Сибириады", "Дяди Вани", "Дорогих товарищей!", "Греха" и "Рая" исполняется 85. Он полон энергии и реализует новые проекты.

Четыре "Р" и рояль Рахманинова

Известно о двух больших фильмах - из времен Октябрьской революции и о Сергее Рахманинове. На каком они этапе?

Андрей Кончаловский: Я стараюсь разделить свое любопытство между разными видами искусства: кино игровое и документальное, театр драмы и опера. Например, в Театре Моссовета приступил к постановке трилогии Шекспира, первая часть уже вышла: "Укрощение строптивой" - получился, кажется, веселый спектакль. Что касается кинопроектов: для обоих написаны сценарии. О Рахманинове - переписан раз пять: начинал еще с Юрием Нагибиным, а закончил с Еленой Киселевой. С ней мы делаем и сериал о русской революции. Это самая объемная работа в моей жизни: фактически роман, охватывающий эпоху с 1904-го по 1924-й. Множество персон, определявших ход истории, - от Николая II и Витте до Троцкого, Красина, Ленина, Сталина, Горького... Их всех нужно переплести в одном сюжете - сам удивляюсь, как это получилось. Четыре главы по четыре серии. Четыре "Р": "Рассвет", "Разгон", "Распад" и "Расплата". Оценок персонажам не даю: кто здесь герои и кто выродки, должен определить зритель.

Культура - это не только права, но и обязанность. Культурный человек несвободен. Свободнее всех - дикарь

Об этом времени снят миллион фильмов - вы нашли новый подход?

Андрей Кончаловский: Кроме "Шестого июля" Карасика и "Синей тетради" Кулиджанова, по-моему, не было фильмов, которые показывали бы амбивалентность исторического процесса, где каждый имеет право быть неправым. Если атмосфера фильмов "Октябрь" Эйзенштейна и "Ленин в Октябре" Ромма, еще близка к атмосфере той эпохи, то большая часть сделанного за последние четверть века снято без понимания истории и конкретного периода. Фальшиво по сути, наивно по уровню размышления и бедно по качеству реализации. Я в них ничему не верю. И даже не могу винить авторов - они не виноваты, что обделены культурой. Да и бюджеты таких фильмов не соответствуют масштабу изображаемых событий, и я никогда не взялся бы за реализацию своего замысла, если бы не совместные усилия ВГТРК, компании "Старт" и моего постоянного продюсера Алишера Усманова.

Но могут быть разные взгляды - вы уверены, что поверят вашему сериалу?

Андрей Кончаловский: Думаю, такие темы могут достоверно разрабатывать только режиссеры моего поколения. У них еще есть архаичное желание восстановить эпоху. У новых поколений эпоха революции стала мифологизированным клише, далеким от реальности.

Когда начнутся съемки?

Андрей Кончаловский: Надеюсь, осенью. Сейчас - "народный кастинг": физические свойства человека, его внешность очень важны для духа эпохи. Особенно когда речь идет о людях практически иконописных: Николай II, Ленин, Сталин, Троцкий, Горький, Маяковский... Это очень сложный процесс, и я надеюсь на счастливый случай. Он уже выручил меня в фильме о Микеланджело Буонарроти "Грех" - возможно, сумеем найти реинкарнации и этих персонажей.

Как и в вашем фильме "Дорогие товарищи!", время будет увидено через судьбы вымышленных персонажей?

Андрей Кончаловский: Я пытаюсь учиться у Толстого: обращаясь к истории, он может быть сфокусирован на макромир, а может - на микромир. Может приблизиться к муравьям и дольке чеснока, а потом отлететь к беседам Наполеона или Александра, к таким философским категориям, как цикличность истории и воля масс. В фильме два десятка исторических персонажей, и каждый должен быть настолько выразителен, чтобы его узнавали. Я часто вспоминаю индийскую пословицу: чтобы судить о человеке, нужно залезть в его башмаки и пройти его путь.

Вы собирались залезть в башмаки каждого из такого множества персонажей?!

Андрей Кончаловский: Старался. Потому и занимался материалом столько лет. Для меня было открытием, например, что в убийстве Распутина участвовал англичанин, приехавший с заданием его убить, - была разработана операция английской разведки. Этот разведчик был любовником Юсупова в Оксфорде, и, оказывается, это он засадил Распутину пулю в лоб. Англичанам было нужно, чтобы Россия не вышла из войны, а Распутин почти заставил царя это сделать. Есть исследования, которые это доказывают.

Надеюсь, это все тоже войдет в фильм?

Андрей Кончаловский: Непременно. Вообще, английская линия в русской истории - отдельная тема. Отвлекусь на секунду: была такая личность - Джон Ди, астролог и алхимик при дворе Елизаветы Английской. Он уговаривал Елизавету прибрать Россию к рукам и подписывал свои донесения, вообрази, "Агент 007"! Это просто к размышлениям о роли Британии в судьбах России.

Вы снимаете быстро. Начав съемки этой осенью, когда думаете завершить фильм?

Андрей Кончаловский: Года через два. Снимаю я быстро, но подготовка... вот, например, для съемок понадобился императорский поезд - поди его найди! Огромное количество компьютерной графики, которая не должна быть видна на экране. А это все требует времени и усилий...

Вы из редких режиссеров, чувствующих музыку и умеющих ее сделать действующим лицом. Так было в "Сибириаде", а "Романс о влюбленных" - вообще музыкальное кино. Вы ставите оперы в театрах. Почему так долго не возвращались к этой своей любви и как обстоят дела с проектом о Рахманинове?

Андрей Кончаловский: Мои размышления о Рахманинове сродни размышлениям о Микеланджело как о художнике своей эпохи. В первом варианте сценария предполагалось широко использовать его музыку, но заметь: в последних моих картинах музыки вообще нет, а если и есть - она замотивирована ситуацией. Я теперь согласен с Пастернаком: лучшая музыка - тишина. И в "Рахманинове" мне интересно не то, как он писал музыку, а то, как воспринимал свою страну. Как возникла необходимость уехать, а потом - помогать во время войны СССР. Это уже не имеет отношения к его музыкальному гению, скорее - к Рахманинову как русскому человеку. Небогатому, но очень хозяйственному помещику. Ну, и так случилось, что он был еще и гениальный композитор и пианист. Хотелось бы рассмотреть взаимоотношения дворян - будь они художники или доктора - и крестьян. Вообразить, как Рахманинов понимал причинно-следственные связи своей судьбы и судьбы страны. Поэтому прежнее название "Белая сирень" заменил на "Иван и Сергей": деревенский Иван в фильме так же важен, как Рахманинов.

Иван - он кто?

Андрей Кончаловский: Крестьянин. Судьбы помещиков более или менее описаны, судьбы крестьян - тоже, будь то антоновское восстание, или коллективизация, или штрафные батальоны. Но когда это дано в параллели - возникает новая объемность.

Это он превратил в щепки рояль Рахманинова? Хорошо, будет фильм - увидим.

Особенности национальной мечты

Вы увлеклись социологическими проектами. В какой-то мере они в русле таких картин, как "Курочка Ряба" или "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына", где вы хотите понять русскую ментальность. А она становится все более загадочной...

Андрей Кончаловский: Загадочность русской ментальности увеличивается по мере интереса к ней. Просто ею никто не интересовался, кроме западников и славянофилов с их манихейским подходом. "Курочка Ряба" для меня - попытка серьезного исследования русского сознания, на которое обрушилась уже забытая сила денег. Выдержать это русскому разуму очень сложно.

Знаете, какой символ в фильме эту ментальность выражает? Открывающий картину кадр, когда Курочка Ряба бесконечно бежит в никуда. Бежит долго, а я не могу оторваться от этого зрелища.

Андрей Кончаловский (смеется): Я рад, если образы фильма так запоминаются. Но попытка разобраться в русской ментальности меня действительно интересует: мы не тронемся с места, пока политическая воля не будет руководствоваться не только практическими целями, но и изучением культурного генома. Говоря "культурный геном", я имею в виду русскую систему ценностей и приоритетов: что для человека важно, а что - не очень. Надо понимать, что Россия осталась крестьянской страной. Об этом есть исследования прекрасных историков Милова, Булдакова - но они, к сожалению, не ведут к политическим решениям. Причинно-следственные связи никто не исследует.

Милов писал о крепостном праве как о государственной необходимости. Но разве рыночные отношения так чужды русскому обществу? И почему тогда за последние десятилетия так изменился облик многих городов, и по укладу жизни Россия приблизилась к Европе?

Андрей Кончаловский: По облику можно быть европейским, а по содержанию - китайским. Как Шанхай. Конечно, можно тешить себя иллюзией, что Китай приближается к Европе. Китайцы бы в ответ рассмеялись: для них Европа - далекая планета, которую интересно посетить или открыть там бизнес. Мы тоже не приближаемся к Европе, слава Богу, остаемся там, где живем. И ценности те же, что были веками. Милов писал о том, какие причинно-следственные связи привели к возникновению крепостного права. В самых неблагоприятных климатических условиях, в окружении врагов государству выжить трудно. Здесь причины, а уже потом возникают следствия. Милов понимал глубочайшие причины происходящего - как гениальный диагностик ищет не там, где болит, а почему болит.

Как бы высоко человек ни поднялся, его можно сделать животным за три часа. Любая цивилизация может рухнуть. Поэтому мир всегда будет хрупким

Чтобы выйти из беличьего колеса причин и следствий, попробуем другой ракурс. Есть понятие "американская мечта": self made man, добившийся успеха талантом, предприимчивостью, смекалкой, трудолюбием. Такие судьбы вкупе создали Америку. Существует ли русская мечта? В чем она сегодня?

Андрей Кончаловский: Американская мечта пришла к своему логическому концу. Но не забудем, что она - результат идеологии протестантизма и рабовладения. Соединение этих двух феноменов - ментальности и социальной структуры - и создало замечательную страну, которая прекрасно жила во времена Второй мировой войны, создала гигантскую индустрию, построенную на том, что другая часть мира воевала и погибала. Что касается русской мечты, то она с точки зрения успеха непрактична. Для русского сознания идеал - не личный успех, а справедливость. И это пришло с далеких горизонтов истории. Я убежден что в России нет буржуазии. С термином "буржуазия" мы часто связываем солидный капитал, потребительскую корзину. Но это не так. Что такое буржуа? Человек, получивший экономическую независимость, добивается независимости политической. А в России все богатые люди и до революции, и сейчас зависят только от власти - см. "Ревизор" Гоголя. Потому что не было рынка, как в Европе. А рынка не было потому, что не было свободного совокупного дополнительного продукта. А совокупный продукт возникает там, где климат дает возможность снимать урожай в пять зерен на одно посаженное, это в народе называется "сам-5", а у нас урожай сам-3: один в рот, другой в землю, третий князь отнимет.

Вы говорите о ценности земли для крестьянского сознания, но при этом у нас огромные массивы земли заброшены, превращены в пустыри...

Андрей Кончаловский: Это, на мой взгляд, потому, что крепостное право лишило крестьянина понятия частного имущества. Землей владела община, а отдельный крестьянин не имел ничего, что он мог бы продать. Кто-то сказал: "Худший враг крестьянина не помещик, а кулак. Душегуб". Кровосос безжалостен. И мне кажется, что большинство русских олигархов, судя по их повадкам, - не буржуа, не капиталисты, а крестьяне-кулаки.

Коль скоро буржуазия у нас не возникла и, видимо, не возникнет...

Андрей Кончаловский: Ну почему же, она может возникнуть, для этого нужна политическая воля, основанная на понимании формирования психологии частника и под контролем государства. Как-то я выступил с этими мыслями в Совете Федерации - это было очень весело: мои слова летели над слушателями как фанера над Парижем. Я им говорил: мы все - крестьяне, и я, и вы, и мы. И в Кремле - крестьяне. Говоря "крестьяне", я конечно, имею в виду не то, что мы все носим лапти и пашем землю, а то, что наша система ценностей сформировалась в эпоху русского землепашца и родовой общины и с тех пор мало изменилась. После выступления мне преподнесли букет и сказали: "Как интересно!" Думаю, сенаторы меня вряд ли поняли, и это, наверное, моя ошибка... Но букет был красивый...

Что мы строим?

Так как мы сегодня много говорим о проектах - какой проект вы предложили бы России на будущее? Тактический, стратегический?

Андрей Кончаловский: Надо понять, что самое важное для любой нации - образ будущего. А что мы строим - никто не знает. Я спросил у Владимира Владимировича Путина: мол, я, как советский человек, хочу идеологии, хочу понять, что мы строим. Я не понимаю, например, как социально ответственное общество может делать такие пенсионные реформы. Эта идеологическая неопределенность очень вредит настрою общества, особенно молодежи. К тому же, мне кажется, русскому культурному геному капитализм чужд. Русский - крестьянин, анархист, что угодно, но не буржуа. И мы видим на примере самых развитых европейских стран, что капитализм себя исчерпал, возникают новые формы общества, экономики, цифрового (компьютерного) планирования. Посмотри, сколько в мире непроданных автомобилей - миллионы! Они произведены, но их и не будут продавать. Потому что тогда нужно снижать цену, и автопром остановится, люди потеряют работу. Поэтому автомобили разберут, переплавят на металл, отольют новые детали и предложат рабочим собирать новые - разве это разумно? Но это и есть капитализм в действии.

А как с идеей интеграции? Недавно Валентина Матвиенко сетовала, что мы не можем произвести даже гвоздь - нет каких-то зарубежных компонентов. Автопром пока стоит, обещают производство автомобилей без подушек безопасности. Мы успели врасти в мир корнями и теперь думаем, как без них обойтись.

Андрей Кончаловский: А мы не отсечены от мира. Только от мира западного, особенно англо-саксонского. Связи с Китаем, Индией, мусульманскими странами, Африкой, Латинской Америкой остаются, а это две трети планеты. Да, мы отсечены от Японии и Германии - но это страны, до сих оккупированные США в буквальном смысле слова: они не субъектны, не свободны в своих решениях и служат идеологии, которая погибает и хочет увлечь за собой все на свете. Да, у нас разрушено производство - но кем?

Происходящее сегодня - это крушение идей глобализации, единой Европы, единого мирового правительства

Мы же и разрушили.

Андрей Кончаловский: Именно. В свое время Гайдар заявил: зачем самим производить - все купим на Западе! Все разрушилось из-за ошибочной экономической политики. Были уничтожены индустрии и в странах Восточной Европы. Какие производились автобусы в Венгрии, радиоприемники в Латвии! В СССР ничего не нужно было покупать - все могли произвести сами. А теперь мы должны возвращаться к разработкам, которые были на острие мировой науки и технологий 80-х. И гиперзвук, и супероружие, которое теперь построено, чтобы нас не трогали, - все заготовки сделаны в 80-е. Я думаю, что потеря возможности покупать на Западе самолеты - на самом деле благо. Страна таких талантов и богатств способна создать свои технологии - это вопрос политической воли и какого-то времени. Я часто слышу, что Гайдар и Чубайс - злые гении, враги народа. А мне кажется, что они просто были советские комсомольцы, мечтавшие танцевать рок-н-ролл; джинсы и подержанный "мерседес" - это был их предел мечтаний. В какой-то мере мы все были диссидентами. Идея, что вот подружимся с американцами и у нас будет как в Нью-Йорке, была наивной благоглупостью! Я и сам так думал. Но Америке партнеры не нужны, ей нужны вассалы, марионетки и источники ресурсов.

Вы и слыли и были "западником". Что вас так разочаровало?

Андрей Кончаловский: Это сказал еще Освальд Шпенглер: закат Европы начался, когда права человека поставили выше обязанностей. Это стало началом отмены культуры. Культура - это обязанность. Культурный человек несвободен. Свободнее всех - дикарь. Если ему дать автомат Калашникова и сказать, что государство ему всем обязано, он будет неуправляем. Поэтому лучше дикарь с букварем, чем дикарь с калашниковым.

Вас не смущает, что Шпенглер объявил о конце Европы ровно сто лет назад, а закат все не брезжит?

Андрей Кончаловский: А может, стоит приглядеться? Все положения Шпенглера видны все явственнее. Еще главенствует вера, что человечество к рассвету ведет прогресс технологий. Это колоссальное заблуждение: сегодня можно увидеть каннибала, который, сидя на корточках, по мобильнику зовет соседа: приезжай, мы сварили очень вкусного европейца. Вот такой графичный, но очень наглядный пример. Научные знания аккумулятивны, мы их все время расширяем - скажем, чтобы из мужчины с помощью гормональных ухищрений сделать женщину. Но не аккумулятивна этика, и в любой момент любая цивилизация может рухнуть. Как бы высоко человек ни поднялся, его можно сделать животным за три часа. Поэтому мир всегда будет хрупким. Так что не будем предаваться иллюзиям: мы - не Запад. Мы наследники восточного эллинизма с дионисийским отношением к законам, в отличие от западного эллинизма с его аполлоническим стремлением в порядку и закону. Недаром правовая наука, возникшая две с половиной тысячи лет назад, называлась Римским правом. Нам, дионисийцам, законы не очень важны, мы по-прежнему живем по понятиям.

Вау Дау!

Голливуд с наших экранов ушел, многие фильмы Европы тоже стали недоступны. Возможно ли успешное импортозамещение в этой области?

Андрей Кончаловский: Наш прокат и так полумертв, уход американского кино ничего принципиально не изменит: его можно смотреть в интернете. Кинотеатр как институт может скоро иссякнуть. Не только потому, что пандемия приучила к маленьким экранам. Кончается традиция коллективных просмотров. Будут телевидение, видео, домашние экраны, но прокат в его нынешнем виде чахнет. Об этом давно говорят Спилберг и Лукас: нужны новые платформы донесения материала. Вот если отрубят интернет - будет сложнее. Ведь СССР рухнул, потому что в закрытой, изолированной стране военно-промышленный комплекс уже не мог успешно развиваться. А тут появился интернет, и советское государство с его контролем над информацией потеряло жизнеспособность. Это - влияние технологий. А технологии на человеческую память влияют регрессивно - она укорачивается. Чем легче доступ к информации - тем меньше нужно помнить. Лет тридцать назад ты садился за руль и запоминал дорогу, помнил телефоны родственников... Сейчас тебя ведет GPS, телефоны помнит мобильник, и любую информацию найдешь в интернете.

Так это хорошо или плохо?

Андрей Кончаловский: Это никак. И плохо, и хорошо - как все на свете.

Вы скоро скажете, что пора и честь знать, а мы еще не касались юбилея. И я хочу, отталкиваясь от вашего социологического проекта "Истории от первого лица", запустить аналогичный вопрос: что в жизни юбиляра составило наибольшую ценность?

Андрей Кончаловский: Встреча с Юлией Высоцкой. С женщиной, которая мне многое открыла в жизни, во мне самом; она составляет мое счастье. А если отбросить пафос, мне повезло и в том, что моя профессия - профессия шута: я веселю публику, и мне за это платят.

Классический шут может быть смелым и говорить правду.

Андрей Кончаловский: Он многое может - обманывать начальство, например. Искусство - это ложь, которая помогает понять правду жизни, искусство - это игра. Оно ничего не меняет в жизни человека, и он по-прежнему боится смерти. Но искусство, что очень важно, дает понимание бесконечности минуты, и иногда напоминает, что Великий Разум существует.

Как вы относитесь к творческому старту вашей дочери Натальи Кончаловской?

Андрей Кончаловский: Ругаю ее за то, что не ходила на мои лекции в ГИТИСе: работать с актером - сложное дело. И только работа в театре позволяет понять, какие средства есть у режиссера, чтобы помочь актеру создать характер. Но она пошла в кинематограф, там у нее что-то получается отлично, хотя в работе с актером она еще неопытна. Это типичная болезнь кино. В Голливуде яркий пример - судьба Элизабет Тейлор. Очень красивая женщина не без таланта, но гениально сыграла в одной картине - "Кто боится Вирджинию Вульф". Потому что ставил великий театральный режиссер Майк Николс. Уникальный музыкальный инструмент требует великого исполнителя. Скрипка может быть работы Страдивари, а играть на ней может цыган на свадьбе.

Что вы думаете об экспериментах типа "Дау"?

Андрей Кончаловский: Я там многого не понимаю. Чем больше живу, тем больше убеждаюсь, что искусство - это отбор. Чем выше искусство, тем строже отбор. А такого рода эксперименты, как сказала бы Ирина Антонова, - безусловно, творчество, но не искусство. Вообще, я не люблю смотреть кино. Трудно смотреть фильм, если уже знаешь ответ. И когда я слышу восторженные отклики критиков и светского бомонда по поводу того или иного явления искусства, я вспоминаю фразу из записных книжек Чехова: "Как люди охотно обманываются, как любят они пророков, вещателей, какое это стадо!"

И последний вопрос: наше время сотрясается глобальными кризисами: то пандемия, изменившая весь образ жизни, теперь тоже необратимые события в мире. Это что, топочут всадники Апокалипсиса? Есть во всем этом рациональное начало?

Андрей Кончаловский: Человечество подходит к колоссальным тектоническим сдвигам и столкновению различных цивилизаций. Далай-лама так охарактеризовал современную культуру - "люди созданы, чтобы их любили, вещи - чтобы ими пользовались. Сейчас все наоборот: вещи любят, а людьми пользуются". Очень точно и печально. А закономерность развития сформулирована еще марксистом и авантюристом Парвусом: империализм - это последняя стадия, он ведет к войнам, без которых не может выжить. Происходящее - крушение идей глобализации, единой Европы, единого мирового правительства. А так как алчность и жажда власти - сегодня главные движители человеческой жизни, то делайте выводы.

Александр Бородянский Андрей Тарковский искусство BBC кино кинематограф классическая музыка композитор демократия Дмитрий Быков документальный фильм Единая Россия выборы творческий вечер Евгений Миронов художественный фильм Фильм Глянец Harpers_Bazaar Hello история Голливуд Дом дураков индивидуальная ответственность Италия знание Meduza деньги Москва музыкант дворяне Оскар личная ответственность Петр Кончаловский пианист политика проект Сноб Pussy Riot ответственность Поезд-беглец Сергей Рахманинов общество государство Святослав Рихтер Дядя Ваня деревня Владимир Путин Владимир Софроницкий Запад женщины Ёрник авангард Азербайджан АиФ Александр Домогаров Алексей Навальный Альберто Тестоне Америка Анатолий Чубайс Андрей Звягинцев Андрей Зубов Андрей Смирнов Анна Политковская анонимная ответственность Антон Павлович Чехов Антон Чехов Арт-Парк Белая сирень Белая Студия Ближний круг Болотная площадь Большая опера Борис Березовский Борис Ельцин Брейвик Бремя власти буржуазия Быков Венецианский кинофестиваль Венеция вера Вечерний Ургант видео Виктор Ерофеев Владас Багдонас Владимир Ашкенази Владимир Меньшов Владимир Соловьев власть Возвращение Возлюбленные Марии Война и мир воровство воспоминания Вторая мировая война выставка гастарбайтеры гастроли Гейдар Алиев Грех Дарья Златопольская Дворянское гнездо демографический кризис Джеймс Уотсон дискуссия Дмитрий Кончаловский Дмитрий Медведев Дождь Дуэт для солиста Евгений Онегин Европа ЖЗЛ журнал земля Ингмар Бергман Индустрия кино интервью интернет Ирина Купченко Ирина Прохорова История Аси Клячиной История от первого лица Казань Калифорния Калуга КиноСоюз Китай Клинтон коммерция консерватория Константин Эрнст конфликт Кончаловский коррупция Кремль крестьяне крестьянское сознание Кристофер Пламмер критика Кулинарная Студия Julia Vysotskaya культура Ла Скала Лев зимой Лев Толстой лекция Ленин Леонид Млечин Ли Куан Ю Лондон Людмила Гурченко Макс фон Сюдов мальчик и голубь менталитет Микеланджело Михаил Андронов Михаил Прохоров Монстр музыка мэр народ национальное кино национальный герой Неаполь нетерпимость Ника Никита Михалков Николина Гора новое время образование Одиссей Олимпиада опера памятник Первый учитель Петр I Петр Первый Пиковая дама Питер Брук Познер политические дебаты Последнее воскресение правительство православие президент премия премия Ника премьера произведения искусства Пугачева радио Рай РВИО религия ретроспектива Рига Рим Роберт Макки Родина Роман Абрамович Романс о влюбленных Россия Россия 1 РПЦ русская служба BBC русские русский народ Самойлова Санкт-Петербург Сапсан Сахалин свобода Сезанн семья семья Михалковых Сергей Магнитский Сергей Михалков Сергей Собянин Сибириада Сильвестр Сталлоне Сингапур смертная казнь социальная ответственность спектакль спорт средневековое сознание Средневековье СССР Сталин сценарий сценарист Сцены из супрежеской жизни США Таджикистан Таллинн Танго и Кэш ТАСС творческая встреча театр театр им. Моссовета театр Моссовета телевидение телеканал терпимость к инакомыслию Тимур Бекмамбетов Третьяковская галерея Три сестры Тряпицын Украина Укрощение строптивой улицы усадьбы фашизм феодализм фестиваль фонд Петра Кончаловского футбол цензура церковь цивилизация Чайка человеческие ценности Чехов Чечня Шекспир Ширли Маклейн широкий прокат Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эхо Эхо Москвы юбилей ювенальная юстиция Юлия Высоцкая Юрий Лужков Юрий Нагибин