Eng
Интервью

Андрей Кончаловский: «В России сейчас воспитывается поколение «киноамериканцев»

11 сентября 2012 г., Портал "Казань 24"

- Андрей Сергеевич, как вы бы могли охарактеризовать ситуацию в российском кино? Там, действительно, места хватило всем и, возможно, есть даже немало лишних!

Андрей Кончаловский: Если места хватает всем, то и лишних быть не может. Ситуация в российском кино сложная, поскольку открыт рынок. И естественно, что наиболее мощные корпорации его захватывают. Антимонопольный комитет не работает правильно в отношении голливудского кино. Голливуд монополизировал российский кинорынок. Это ощутимо сказывается на финансах, потому что 89% российских денег уходит в Америку.

Если говорить о том, что неизмеримо деньгами, гораздо опаснее, что сейчас воспитывается поколение «киноамериканцев». Киноамериканцы – это целое мировое сообщество, которое привыкло смотреть кино и одновременно жевать. И кино обязательно должно быть очень громким, чтобы заглушать хруст попкорна. Заметьте, все американские картины очень громкие. А произведения искусства нельзя смотреть и жевать при этом. Так не бывает. Поколение жующих кинозрителей губительно сказывается на развитии российского кинематографа.

- А как-то можно исправить сложившую ситуацию, свести на нет эти тревожные признаки деградации?

- Свести признаки на «нет» можно только кострами инквизиции! (смеется) Не нужно преувеличивать значение культуры. Конечно, она важна. Но если бы культура была настолько важной, то все люди уже стали бы святыми. Столько великих произведений написано, столько прочитано проповедей с амвонов разных храмов, люди, будьте хорошими, а люди по-прежнему далеки от того, чтобы быть такими. Не надо надеяться, что кино может исправить человека. Оно может его исправить, пока человек смотрит фильм, а потом он выйдет на улицу, сядет в троллейбус, ему наступят на ногу, и реальность вернется! Нужно быть объективным в этом смысле.

- Как вы думаете, каких жанров не хватает российскому кинематографу?

- Нет жанров, которых не хватает. Так не бывает. Российскому кинематографу не хватает востребованных зрителем художников, потому что у нас нет зрителей. У нас все стали киноамериканцами, которым нравятся боевики, страшилки, вампиры, оборотни.

Вообще, кино сейчас делается для подростков, взрослые люди в кино не ходят, перестали ходить где-то в 80-ые годы. Люди больше не видят в кино, как и в литературе, того, что видели лет 30 назад.

Проблема эрозии культуры актуальна не только для России, для всего мира. Все становится рыночным, а рынок ничего лучше не делает, он делает эффективным. А эффективно не всегда означает хорошо.

- Как вы думаете, есть ли кино мусульманское и не мусульманское?

- Я против деления по такому признаку. Тогда придется выделить католическое кино, протестантское кино, православное кино, конфуцианское и индуистское. Другое дело, что мусульманство подразумевает под собой целый пласт ценностей. Как правило, речь идет о ценностях общечеловеческих. Как говорится, люди строят стены между собой, но эти стены не достают до Бога. Никогда! В этом смысле любая религия является проводником общечеловеческих ценностей.

Как думаете, какая самая главная из них? Семья! Когда есть правильная семья, воспитываются правильные дети. Родители – самые главные люди, главные учителя. Если плохие родители не учат культуре, то и вырастают плохие дети. Исключения бывают, но редко.

- Андрей Сергеевич, а какую роль сыграла ваша творческая семья в процессе осознания вами своего призвания?

- Семья – это главный университет. Не важно, кем человек становится, важно, чему он учится, пока растет. Родители очень важны. Если родители хорошо и по-настоящему работают, то дети будут такими же. Я считаю, что родители должны быть строгими, иначе дети отбиваются от рук. А если вообще на детей внимания не обращают, то это катастрофа. Сейчас в России тенденция к распаду семьи очень сильна.

Например, в Татарстане не видно брошенных детей и брошенных родителей, их тут и нет. Здесь это невозможно, потому что мусульманская культура сохраняет ценность семьи. Это очень важно. В этом смысле мы, в России, во многом, эту ценность потеряли. Я не знаю, когда она восстановится.

- Вы гордитесь своим сыном Егором и его кинофильмами?

- Я горжусь тем, что Егор работоспособный. Мне его картины не нравятся. Но он – свободный человек и должен делать то, что ему хочется. Я считаю, что мой сын снимает не такие картины, какие мог бы. У него чудное чувство юмора, а он делает ужастики. Думаю, что Егор мог бы снимать замечательные комедии. Напугать, заставить плакать – просто. Самое трудное на свете – это рассмешить. Егор отличный комедиограф, думаю, что я его к этому как-то подведу. Гордиться им пока рано, посмотрим, что он сможет еще сделать. Я – строгий папа.

- А своих детей вы воспитываете, исходя из этих правил? В младших детях Маше и Пете разглядели творческие задатки?

- Да, какие там задатки! Зачем нужно что-то разглядывать? Важно воспитать чувство ответственности. Это самое главное качество у человека. Когда оно развито, что человек работает по-другому.

Вообще, большая культура – это не права, это обязанность. Чем культура сильней, тем у человека больше ответственность, перед семьей, перед трудом и так далее. Культура помогает воспитывать в детях чувство ответственности. В частности, мусульманская культура, потому что она строится на строгих правилах обязанности человека, которые он не позволяет себе нарушить. Я думаю, что это говорит о продуктивности семьи. Если семья непродуктивна, она распадается и непродуктивным становится общество.

- Как вы относитесь к новому закону о защите детей от вредной информации?

- Обжегшись на молоке, на воду не дуют. Вообще, у нас масса хороших законов, которые почему-то неправильно применяются. Все доводится до абсурда. Неужели, если семья сидит, смотрит телевизор, родители выгонят ребенка в другую комнату?! Главное, чтобы папа и мама, дедушка и бабушка были главным университетом. В России он пропал, поэтому столько беспризорных детей и стариков при живых детях! Я считаю, распад семьи – национальный позор России.

- В российскую школьную программу планировали ввести спецкурс, в рамках которого детям бы показывали лучшие фильмы. Как думаете, насколько это была бы эффективная воспитательная мера?

- Это как закон о детях. Можно ввести в школах и закон божий, и читать литературу, и смотреть кино, но человек, выйдя на улицу, поспешит смотреть американское кино... Если мы хотим воспитывать детей, нужно позаботиться о том, что они видят на экране телевизора и в кинотеатрах. А раз у нас свободный рынок и помойка, в школе не привьешь любовь к чему-то высокому, если вокруг царит другая атмосфера. Гораздо важнее, воспитать родителей и создать некую систему протекционизма в кинопрокате. Сейчас это рынок для извлечения денег.

Например, в Китай и Индию американцы со своим кино не проникнут никогда, там мощная своеобразная культура, которая отторгает всё инородное. А российский рынок очень податлив к разрушающему влиянию. Все плохое усваивается легче, чем хорошее.

- А своим детям ограничиваете просмотр телевизора и доступ в интернет?

- Да, и компьютер, и телевизор не больше 45 минут в день, если хорошо себя ведут, выполняют домашние задания, читают на трех языках (дети учат английский, французский и русский). Компьютер у меня нужно заслужить. Вообще, компьютер вещь не очень полезная для детей, особенно видеоигры. Они тормозят развитие лобной части, правого полушария. Разрушительное воздействие видеоигр на мозг ребенка подтверждают медицинские исследования. Почитайте в интернете. Дети под воздействием компьютера теряют способность синтезировать знания.

А фильмы пока, конечно, «Дисней». Что может быть лучше для 8-летнего ребенка? Надеюсь, лет в 14 у сына появятся другие интересы. По крайней мере, мои старшие девочки, которых я никогда не приучал к кино, любят серьезные картины, связанные с размышлениями, литературой.

- Кстати, у вас самого есть блог в интернете, который вы обновляете где-то раз в полгода. Ждать ли от вас в ближайшее время обновлений?

- Я пишу редко. В ближайшее время я выступлю с размышлениями на тему, знает ли русский человек Бога. Вернее, какого бога он знает? Это очень важная вещь. Потому что то, что происходит сейчас в России можно охарактеризовать словами Антона Павловича Чехова. Он сказал: «Между утверждением, что Бог есть и Бога нет лежит огромное поле, которое с большим трудом проходит за свою жизнь истинный мудрец. Русский человек знает какую-либо одну из двух крайностей, середина же между ними не интересует его». Это очень серьезная мысль, которая очень важна для меня, потому что интеллектуальный поиск – очень важная часть.

- В одном интервью ваша супруга Юлия Высоцкая призналась, что брак – это постоянная война. Вы согласны?

- Брак – это постоянный труд. В браке должен быть конфликт, но не разрушительный. Если два человека представляют собой характеры, то обязательно возникают противоречия. Но не деструктивные. Я, вообще, за то, чтобы женщина развивала свои способности. Если она вынуждена заниматься только тем, чего хочет ее муж, тогда возникает настоящий конфликт. Другое дело, если женщине хочется жить только семьей и домом. Многие женщины имеют таланты, которые нужно развивать. Я, во всяком случае, стараюсь, чтобы моя супруга себя развивала.

- Вы недавно отметили 75-летие, мы знаем, что вы активно занимаетесь спортом. Какие именно тренировки предпочитаете?

- Каждый день я занимаюсь спортом по полтора часа: велосипед, аэробика и так далее. Конечно, нужно следить за своим здоровьем. Если не заниматься здоровьем, не будет энергии. Не будет энергии – пропадут желания. Если они пропадут, считай, смерть. Желания – это жизнь, причем, любые желания, даже желание поесть!

- Что вы могли бы посоветовать молодым артистам и режиссерам, студентам, которые осваивают профессию и мечтают об успехе?

- Смотрите кино и воруйте все самое лучшее! Вот мой совет!

Александр Бородянский Андрей Тарковский искусство BBC кино кинематограф классическая музыка композитор демократия Дмитрий Быков документальный фильм Единая Россия выборы творческий вечер Евгений Миронов художественный фильм Фильм Глянец Hello история Голливуд Дом дураков индивидуальная ответственность Италия знание Meduza деньги Москва музыкант дворяне Оскар личная ответственность Петр Кончаловский пианист политика проект Сноб Pussy Riot ответственность Поезд-беглец Сергей Рахманинов общество государство Святослав Рихтер Дядя Ваня деревня Владимир Путин Владимир Софроницкий Запад женщины Ёрник авангард Азербайджан АиФ Александр Домогаров Алексей Навальный Америка Анатолий Чубайс Андрей Звягинцев Андрей Зубов Андрей Смирнов Анна Политковская анонимная ответственность Антон Павлович Чехов Антон Чехов Арт-Парк Белая сирень Белая Студия Ближний круг Болотная площадь Большая опера Борис Березовский Борис Ельцин Брейвик Бремя власти буржуазия Быков Венецианский кинофестиваль Венеция вера Вечерний Ургант видео Виктор Ерофеев Владас Багдонас Владимир Ашкенази Владимир Меньшов Владимир Соловьев власть Возвращение Возлюбленные Марии Война и мир воровство воспоминания Вторая мировая война гастарбайтеры гастроли Гейдар Алиев Грех Дарья Златопольская Дворянское гнездо демографический кризис Джеймс Уотсон дискуссия Дмитрий Кончаловский Дмитрий Медведев Дождь Дуэт для солиста Евгений Онегин Европа журнал земля Ингмар Бергман Индустрия кино интервью интернет Ирина Купченко Ирина Прохорова История Аси Клячиной Казань Калифорния Калуга КиноСоюз Китай Клинтон коммерция консерватория Константин Эрнст конфликт Кончаловский коррупция Кремль крестьяне крестьянское сознание Кристофер Пламмер критика Кулинарная Студия Julia Vysotskaya культура Ла Скала Лев зимой Лев Толстой лекция Ленин Леонид Млечин Ли Куан Ю Лондон Людмила Гурченко Макс фон Сюдов мальчик и голубь менталитет Микеланджело Михаил Андронов Михаил Прохоров Монстр музыка мэр народ национальное кино национальный герой Неаполь нетерпимость Ника Никита Михалков Николина Гора новое время образование Одиссей Олимпиада опера памятник Первый учитель Петр I Петр Первый Пиковая дама Питер Брук политические дебаты Последнее воскресение правительство православие президент премия премия Ника премьера произведения искусства Пугачева радио Рай РВИО религия ретроспектива Рига Рим Роберт Макки Родина Роман Абрамович Романс о влюбленных Россия Россия 1 РПЦ русская служба BBC русские русский народ Самойлова Санкт-Петербург Сапсан Сахалин свобода Сезанн семья семья Михалковых Сергей Магнитский Сергей Михалков Сергей Собянин Сибириада Сильвестр Сталлоне Сингапур смертная казнь социальная ответственность спектакль спорт средневековое сознание Средневековье СССР Сталин сценарий сценарист Сцены из супрежеской жизни США Таджикистан Танго и Кэш ТАСС творческая встреча театр театр Моссовета телевидение телеканал терпимость к инакомыслию Тимур Бекмамбетов Три сестры Тряпицын Украина Укрощение строптивой улицы усадьбы фашизм феодализм фестиваль фонд Петра Кончаловского футбол цензура церковь цивилизация Чайка человеческие ценности Чехов Чечня Шекспир Ширли Маклейн Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эхо Эхо Москвы юбилей ювенальная юстиция Юлия Высоцкая Юрий Лужков Юрий Нагибин