Eng
Интервью

Андрей Кончаловский: «Путин демонстрирует абсолютно героическую отвагу»

16 августа 2022 г., https://aif.ru/culture/person/andrey_konchalovskiy_putin_demonstriruet_absolyutno_geroicheskuyu_otvagu

Источник
20 августа режиссер Андрей Кончаловский отмечает 85-летие. Сейчас Андрей Сергеевич работает над сериалом об Октябрьской революции. С этой темы мы и начали разговор.

Если в ближайшие десятилетия европейский дух где-то и сохранится, так это в России, потому что сама Европа старательно самоуничтожается. И делает это просто с удивительной скоростью.
АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ

Юлия Шигарева, aif.ru: — Очень больных точек вы в своем новом сериале касаетесь, Андрей Сергеевич. Ведь тот раскол в российском обществе, что произошел после Октября 1917-го, это деление на красных и белых так до конца и не сгладилось. И звучат мнения, что та гражданская война еще не закончилась. Глядя из дня сегодняшнего на те дни, мы сможем научиться подобных трагедий избегать? Или расколы для России неизбежны?

Андрей Кончаловский: — Разговор о расколе применительно к России требует серьезного экскурса в историю. Это же не в октябре 1917-го началось. Был церковный раскол, результатом которого стал в том числе и стрелецкий бунт 1682-го. И разрыв в обществе, случившийся во время правления Петра I, который, как писал русский мыслитель Михаил Гершензон, «накрыл Россию тонким плащом европейской цивилизации». При Петре русское общество пережило разлом, в результате чего образовались упоминаемый Гершензоном тонкий пласт европейской цивилизации и тектоническая плита русского сознания — глубинного, крестьянского, абсолютно чуждого Европе. Хотя, замечу, если в ближайшие несколько десятилетий европейский дух где-то и сохранится, так это в России, потому что сама Европа старательно самоуничтожается. И делает это просто с удивительной скоростью.

Определяющим качеством русского человека являются принципиальность, неподкупность — и отсутствие всякого желания к примирению. Но!.. Время всё лечит — об этом надо помнить.
АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ

Так что раскол свойственен и русским людям, и всей нашей культуре. Николай Лесков, великий русский писатель, которого сгнобила, уничтожила либеральная русская литературная критика и общественность, заметил в одной из своих статей, что отечественные либералы предпочитают руководствоваться лозунгом «если ты не с нами, то ты подлец», это глубоко укоренилось в нашем русском сознании. Манихейство — либо черное, либо белое. Нет примиряющего начала — всегда конфликт. Поэтому определяющим качеством русского человека являются принципиальность, неподкупность — и отсутствие всякого желания к примирению. Но!.. Время все лечит — об этом надо помнить.

Я же стараюсь придерживаться другой парадигмы. Есть прекрасная фраза: «Не борись с тьмой — неси свет». Даже одна свечка разгоняет тьму. Но поскольку я русский, мне также свойственна категоричность суждений. Поэтому выбранная мною линия поведения, признаюсь, дается нелегко. Зато она помогает понять, чем надо заниматься в жизни.

«Голливуд — это тот же "Макдональдс"»

— На просторах интернета сейчас идет немало дискуссий о том, что есть Россия — часть она европейской цивилизации или азиатской. Один из оппонентов отстаивал точку зрения, что Россия в принципе самодостаточна: и геополитически, и культурно. Но о какой культурной самодостаточности можно говорить, если наш кинопрокат который месяц рыдает, что без голливудских фильмов вот-вот загнется, а в десятку самых продаваемых в стране современных писателей с трудом пробилась пара наших литераторов?

— Знаете, что в медицине самое сложное? Не найти правильное лечение, а поставить правильный диагноз. Поэтому и мы, говоря о том, почему в последнее время оказались в такой зависимости от западной культуры, постараемся докопаться до первопричин. Прежде всего, это воздействие США при помощи «мягкой силы». Американское влияние на Европу, которое продолжается уже полвека, теперь дошло и до нас. В отличие, скажем, от Китая, культура которого этому влиянию более успешно сопротивляется.

Формирование вкуса — это уже больше вопрос маркетинга, который сегодня становится очень токсичным и абсолютно утилитарным. И нынешний голливудский кинематограф мало чем отличается от «Макдональдса». Ведь «Макдональдс» — это не национальная американская еда, «Макдональдс» — это транснациональная корпорация, которая лишь рядится в американский миф. Американская еда — это тыквенный пирог, барбекю на лужайке, а совсем не бигмак. И кинематограф Голливуда, будь то Дисней, Сони или Марвел — это не американская культура, это транснациональный продукт, пластмассовый, не имеющий ни вкуса, ни запаха, на который при помощи социальной инженерии подсаживают максимальное количество потребителей. А настоящий американский кинематограф — это фестиваль «Санденс», к примеру, на котором независимые режиссеры пытаются в своих фильмах рассказать о реальной жизни Америки.

Нынешние российские зрители — это поколение, которое росло после того, как рухнул железный занавес. Им в 1990-м лет по 10 было. И они уже воспитаны теми самыми транснациональными корпорациями: если идти есть, то непременно в «Макдональдс», если в кино, то на голливудский фильм. Я своего собственного сына от «Макдональдса» не могу отучить — он все равно будет ходить туда! Силой тут ничего добиться нельзя, пока он сам не поймет, что по-настоящему вкусно, а что — лишь продукт мощной рекламной кампании.

Самобытность наша где была, там и останется. Но законы рынка безжалостны, и если государство тут не сыграет свою роль, то ситуация не изменится. А основная роль государства какая? Ограничивать!
АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ

Вот вы меня спрашиваете, где наша самобытность. Самобытность наша где была, там и останется. Но законы рынка безжалостны, и если государство тут не сыграет свою роль, то ситуация не изменится. А основная роль государства какая? Ограничивать!

Либеральная идея сама себя уничтожает, мы это видим. Смотреть на это всё довольно интересно и немножко пугающе.
АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ

— И тут же послышатся крики: как смеет государство кого-то в чем-то ограничивать? Это же цензура!

— Ну а что делать? Бердяев же в свое время сказал: государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. И эта роль государства, на мой взгляд, будет только увеличиваться. Потому что либеральная идея сама себя уничтожает, мы это видим. Смотреть на это все довольно интересно и немножко пугающе.

— Да уж, жить в учебнике истории — это увлекательно, но утомительно.

— А разве у нас есть выход? А если нет другого выхода, значит, надо с этим смириться и попытаться получить удовольствие.

— Хорошо, российскому зрителю надо привыкать жить без голливудских фильмов. А вы, режиссер с мировым именем, без международных фестивалей прожить сможете? Ведь наших кинематографистов туда не скоро позовут.

— Мне Венеция нравится и без участия моих фильмов в Венецианском фестивале, если уж на то пошло. К тому же мне не кажется, что успех на каком-нибудь западном фестивале сегодня может дать нам путевку в жизнь. Так ли ценен успех в Каннах после того, как Каннский кинофестиваль принял манифест, что в конкурсе должно участвовать равное количество мужчин и женщин-режиссеров? Ведь в один год мужчины снимают больше хороших картин, в другой год у женщин лучше получится. Механически эти пропорции соблюдать — это становится похоже на подростковые представления о справедливости, вроде детской считалочки. Отсутствие зрелости сегодня очень заметно, прежде всего в политике. Незрелость современного политического ландшафта в Европе поражает. Я помню времена личностей — таких, как президент Франции Шарль Де Голль, канцлер ФРГ Гельмут Коль, даже Берлускони! Эти люди не боялись высказываться некорректно. А те, кто сегодня идет в политику, постоянно оглядываются. Но если постоянно оглядываться, то никогда не станешь самим собой и ничего хорошего не сделаешь.

Я бы больше сказал: если и есть личность в сегодняшней политике, то это президент Путин. Он не оглядывается, он действует несколько иначе. Уведу разговор немного в сторону — вы не пробовали подсчитать, много ли в мире за последние 60 лет нашлось смельчаков, которые осмелились попытаться положить конец господству американского доллара? Первым это попытался сделать президент США Кеннеди. Его убили. Потом попытку предпринял Де Голль. И получил восстания студентов во Франции и покушения на него в Северной Африке. Потом были Саддам Хусейн и Муамар Каддафи — главные враги американского диктата в глобальном пейзаже. Сегодня Путин возглавил борьбу с главным мировым злом. На мой взгляд, Путин рискует жизнью и демонстрирует абсолютно героическую отвагу.

— От личностей вернемся к личному: вам же прочили карьеру пианиста. Сегодня к инструменту часто подходите?

— Никогда! Я часто слушаю музыку, но сам никогда не играю — это оскорбительно для клавиатуры (смеется).

— Егор Кончаловский рассказывал, как в юности они вместе со Степаном Михалковым, сыном Никиты Сергеевича, тайком пробирались в кладовую, чтобы попробовать знаменитую «кончаловку» — настойку, которую делала ваша мама Наталья Кончаловская. Традиция готовить «кончаловку» сохранилась?

— Нет, «кончаловку» иногда делают наши друзья, а дома мы если и пьем, то почему-то текилу.

Александр Бородянский Андрей Тарковский искусство BBC кино кинематограф классическая музыка композитор демократия Дмитрий Быков документальный фильм Единая Россия выборы творческий вечер Евгений Миронов художественный фильм Фильм Глянец Harpers_Bazaar Hello история Голливуд Дом дураков индивидуальная ответственность Италия знание Meduza деньги Москва музыкант дворяне Оскар личная ответственность Петр Кончаловский пианист политика проект Сноб Pussy Riot ответственность Поезд-беглец Сергей Рахманинов общество государство Святослав Рихтер Дядя Ваня деревня Владимир Путин Владимир Софроницкий Запад женщины Ёрник авангард Азербайджан АиФ Александр Домогаров Алексей Навальный Альберто Тестоне Америка Анатолий Чубайс Андрей Звягинцев Андрей Зубов Андрей Смирнов Анна Политковская анонимная ответственность Антон Павлович Чехов Антон Чехов Арт-Парк Белая сирень Белая Студия Ближний круг Болотная площадь Большая опера Борис Березовский Борис Ельцин Брейвик Бремя власти буржуазия Быков Венецианский кинофестиваль Венеция вера Вечерний Ургант видео Виктор Ерофеев Владас Багдонас Владимир Ашкенази Владимир Меньшов Владимир Соловьев власть Возвращение Возлюбленные Марии Война и мир воровство воспоминания Вторая мировая война выставка гастарбайтеры гастроли Гейдар Алиев Грех Дарья Златопольская Дворянское гнездо демографический кризис Джеймс Уотсон дискуссия Дмитрий Кончаловский Дмитрий Медведев Дождь Дуэт для солиста Евгений Онегин Европа ЖЗЛ журнал земля Ингмар Бергман Индустрия кино интервью интернет Ирина Купченко Ирина Прохорова История Аси Клячиной История от первого лица Казань Калифорния Калуга КиноСоюз Китай Клинтон коммерция консерватория Константин Эрнст конфликт Кончаловский коррупция Кремль крестьяне крестьянское сознание Кристофер Пламмер критика Кулинарная Студия Julia Vysotskaya культура Ла Скала Лев зимой Лев Толстой лекция Ленин Леонид Млечин Ли Куан Ю Лондон Людмила Гурченко Макс фон Сюдов мальчик и голубь менталитет Микеланджело Михаил Андронов Михаил Прохоров Монстр музыка мэр народ национальное кино национальный герой Неаполь нетерпимость Ника Никита Михалков Николина Гора новое время образование Одиссей Олимпиада опера памятник Первый учитель Петр I Петр Первый Пиковая дама Питер Брук Познер политические дебаты Последнее воскресение правительство православие президент премия премия Ника премьера произведения искусства Пугачева радио Рай РВИО религия ретроспектива Рига Рим Роберт Макки Родина Роман Абрамович Романс о влюбленных Россия Россия 1 РПЦ русская служба BBC русские русский народ Самойлова Санкт-Петербург Сапсан Сахалин свобода Сезанн семья семья Михалковых Сергей Магнитский Сергей Михалков Сергей Собянин Сибириада Сильвестр Сталлоне Сингапур смертная казнь социальная ответственность спектакль спорт средневековое сознание Средневековье СССР Сталин сценарий сценарист Сцены из супрежеской жизни США Таджикистан Таллинн Танго и Кэш ТАСС творческая встреча театр театр им. Моссовета театр Моссовета телевидение телеканал терпимость к инакомыслию Тимур Бекмамбетов Третьяковская галерея Три сестры Тряпицын Украина Укрощение строптивой улицы усадьбы фашизм феодализм фестиваль фонд Петра Кончаловского футбол цензура церковь цивилизация Чайка человеческие ценности Чехов Чечня Шекспир Ширли Маклейн широкий прокат Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эхо Эхо Москвы юбилей ювенальная юстиция Юлия Высоцкая Юрий Лужков Юрий Нагибин