Eng

Рай / Paradise

фото: Светлана Маликова
Год 2016
Страна Россия, Германия
Награды
73-й Венецианский международный кинофестиваль, приз «Серебряный лев» лучшему режиссеру, Италия, 2016
73-й Венецианский международный кинофестиваль, премия им. Назарено Таддеи, Италия, 2016
73-й Венецианский международный кинофестиваль, премия Agiscuola Award за продвижение целей и задач ЮНИСЕФ, Италия, 2016
73-й Венецианский международный кинофестиваль, премия Soundtrack Stars Award за лучшее звуковое сопровождение картины, Италия, 2016
73-й Венецианский международный кинофестиваль, премия Ассоциации независимых кинокритиков Bisato d'Oro Юлии Высоцкой, Италия, 2016
Ватикан, кинопремия «Надежда» им. Робера Брессона Андрею Кончаловскому за духовные искания в кино, Италия, 2016
Ватикан, премия Rivista del Cinematografo Андрею Кончаловскому, Италия, 2016
52-й Международный кинофестиваль в Чикаго, премия Founders Award, США, 2016
32-й Международный кинофестиваль в Хайфе, премия Cinematic Excellence, Израиль, 2016
50-й Международный кинофестиваль в Хофе, премия за лучшие костюмы, Германия, 2016
50-й Международный кинофестиваль в Хофе, премия за лучшую работу художников-постановщиков, Германия, 2016
54-й Международный кинофестиваль в Хихоне, премия за лучшую женскую роль Юлии Высоцкой, Испания, 2016
54-й Международный кинофестиваль в Хихоне, премия за лучшую операторскую работу, Испания, 2016
54-й Международный кинофестиваль в Хихоне, специальный приз молодого жюри фестиваля, Испания, 2016
Национальная Премия в области кинематографии «Золотой Орел» за лучший фильм, Россия, 2016
Международный кинофестиваль в Мар-дель-Плата, премия «Серебряный Астор» за лучший сценарий, Аргентина, 2016
Национальная Премия в области кинематографии «Золотой Орел» за лучшую режиссерскую работу, Россия, 2016
Национальная Премия в области кинематографии «Золотой Орел» за лучшую женскую роль в кино (Юлия Высоцкая), Россия, 2016
Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый Слон» за лучший фильм, Россия, 2016
Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый Слон» за лучшую режиссерскую работу, Россия, 2016
Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый Слон» за лучшую операторскую работу, Россия, 2016
18-й Фестиваль еврейского кино в Иерусалиме, награда Шумана за лучший фильм на еврейскую тематику
30-я Национальная кинематографическая премия НИКА за лучший игровой фильм, Россия, 2016
30-я Национальная кинематографическая премия НИКА за лучшую режиссерскую работу, Россия, 2016
30-я Национальная кинематографическая премия НИКА за лучшую женскую роль (Юлия Высоцкая), Россия, 2016
Премия Мира "Мост" - специальный приз (Андрей Кончаловский), Германия, 2017
Премия Мира "Мост" - приз за лучшую женскую роль (Юлия Высоцкая), Германия, 2017
11-й Международный фестиваль "Русское зарубежье", главный приз, Россия, 2017
16-я премия Федерации еврейских общин России "Скрипач на крыше", приз в номинации "Кинематограф" (Андрей Кончаловский), Россия, 2017
10-я премия "Звезда театрала", приз за лучшую работу театральной актрисы в кино (Юлия Высоцкая), Россия, 2017
XVI Международный фестиваль военного кино Ю. Н. Озерова, приз за лучшую женскую роль (Юлия Высоцкая) . Тула, Россия, 2018
«ТЭФИ — Летопись Победы» за лучшую режиссерскую работу телевизионного фильма, Россия 2019
«ТЭФИ — Летопись Победы» за лучшую операторскую работу, Россия 2019
Творческая группа
Режиссер: Андрей Кончаловский
Исполнительный продюсер: Олеся Гидрат
Сценарий: Андрей Кончаловский и Елена Киселёва
Оператор: Александр Симонов
Художник-постановщик: Ирина Очина
Композитор: Сергей Шустицкий
Художники по костюмам: Дмитрий Андреев и Владимир Никифоров
Художники по гриму: Галина Пономарева и Елена Дмитриенко
Звукооператор : Максим Беловолов
Режиссеры монтажа: Екатерина Вещева и Сергей Тараскин
Ассоциированный продюсер: Алишер Усманов
Ассоциированный продюсер: Александр Броварец
Продюсеры: Андрей Кончаловский и Флориан Дайле
Кастинг: Элина Терняева, Уве Бункер (Германия) и Констанс Демонтой (Франция)
Актеры: Юлия Высоцкая, Кристиан Клаус, Филипп Дюкен, Виктор Сухоруков, Питер Курт, Якоб Диль и Вера Воронкова
Жанр Историческая драма
Продолжительность 131 мин.
Производство

Продюсерский центр Андрея Кончаловского (Россия)

DRIFE Filmproduktion GmbH & Co. KG (Германия) 

 

При поддержке:          Министерство Культуры Российской Федерации
                                        Телеканал «Россия 1»
                                        Фонд поддержки европейского кино «Eurimages»
                                        Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт»
                                        DFFА (Deutscher Filmförderfonds)
                                        FFF Bayern (FilmFernsehFonds Bayern)
                                        Европейский Еврейский фонд

IMDb

Фильм рассказывает о людях, жизни которых переплелись в страшное время невиданной доселе войны. В этой истории переплетаются три судьбы – русской эмигрантки Ольги, аристократки, участницы французского Сопротивления, француза-коллаборациониста Жюля и немца Хельмута, высокопоставленного офицера СС.

 

Ольгу арестовывают за то, что она прячет от нацистской облавы еврейских детей. Ее дело ведет Жюль. Он увлекается ею и в обмен на интимные отношения, кажется, готов смягчить участь заключенной, но этому не суждено случится. Призрачная надежда на свободу сменяется жестокой действительностью – Ольга попадает в немецкий концлагерь. Здесь она встречает Хельмута, который когда-то в прошлом был безнадежно влюблен в неё. Между ними завязываются странные, болезненные отношения. Нацисты уже близки к поражению, и Хельмут решает спасти Ольгу из концлагеря и бежать с ней в Южную Америку. Ольга, утратившая надежду на свободу, соглашается, но в последний момент осознает, что ее представление о рае изменилось.

 

Фильм напоминает попытку соединить отдельные эпизоды, найденные куски пленки, где не все элементы сюжета были обнаружены, одним из важных элементов языка являются монологи-исповеди персонажей.

 

Цель фильма можно выразить словами немецкого философа Карла Ясперса: «Нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. Надо всё время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остаётся. Лишь знание способно предотвратить её.»

Пресса
«Рай» Кончаловского. Суровый взгляд на ужасы нацизма

Фильм, мастерски снятый в черно-белом цвете, передает реальность концлагеря, ни разу не скатившись в банальность или жалостливость, и поражает силой образов и актерской игры.Фильм, мастерски снятый в черно-белом цвете, передает реальность концлагеря, ни разу не скатившись в банальность или жалостливость, и поражает силой образов и актерской игры.

Читать статью полностью

IL GIORNALE DI VICENZA, Уго Брусапорко, 09.09.2016

Концлагерный «Рай» Андрея Кончаловского

«Рай» полон сюрпризов. Настраиваешься на исторический кинороман, а попадаешь в полистилистичное (но при этом цельное) произведение — с мистикой, парадоксами, провокациями. Строгий, жесткий и энергичный фильм; в то, что его автору 79, поверить крайне сложно.

Читать статью полностью

СНОБ, Вадим Рутковский , 08.09.2016

Черно-белый «Рай» о Холокосте

Неоднозначное и даже провокационное решение важнейшей для современного кино темы сразу выводит Кончаловского в ряды вероятных претендентов на призы. Тем более что картин такого масштаба - речь больше о замысле, чем об интимном пространстве фильма - в его творчестве не было уже много лет.

Читать статью полностью

Вести FM, Антон Долин, 08.09.2016

«Рай» благих намерений

Не только тематически, но и формально «Рай» перекликается с основными лейтмотивами венецианского конкурса. Это микс интеллектуальной метафоры и низкого жанра на грани жестокой мелодрамы, психотриллера и китча, что, очевидно, оказывается единственно возможным подходом к такого рода материалу.

Читать статью полностью

Коммерсант , Андрей Плахов, 09.09.2016

КОНЧАЛОВСКИЙ Нечто большее, чем зрительные образы

«Рай» — одна из вершин творчества Кончаловского. Тема Холокоста очень деликатная, даже где-то неудобная. Но для режиссера разговор об этом имеет огромный смысл, моральный и исторический.

Читать статью полностью

 

Avvenire, Лука Пелигрини, 09.09.2016

Само название «Рай» говорит об идее фильма — невозможно построить рай на земле, не создав рядом с ним ада. «Русские женщины, бежавшие из большевистской России, стали в ряды бойцов французского Сопротивления, спасали еврейских детей от нацистов, многие из них получили Орден Почетного легиона».

Il Manifesto, Silvana Silvestri

Рай — это место, полное света, где каждый волен рассказывать в объектив о своей жизни, тем более что это уже ничего не изменит. И, возможно, это и является наградой (или наказанием). Рай кажется старым документальным фильмом, где подрагивает изображение на поцарапанной пленке. В раю нет невинных и виноватых, каждый — то, чем он был и чем продолжает быть. Каждый вызывает в своей памяти события, переживания, взгляды, даже ошибочные, без сомнений или чувства вины. Может, рая и не существует, а может быть, рай — это ад. Как бы то ни было, в этом сером свете, где все одеты в одинаковое, как заключенные, все одинаково интересны и человечны, одинаково прозрачны. Так, как мы. «Рай» — это так же название нового завораживающего и странного фильма Андрея Кончаловского.

Il Messaggero , Fabio Ferzetti

В фильме «Рай» Кончаловский погружается в море крови и атмосферу абсолютного Зла, однако справляется с этой благородной, но много раз описанной кинематографом темой с высоко поднятой головой. «В Голливуде производят фильмы для детей, потому что это бизнес, и ничего больше. Они поняли, что фильмы сегодня снимают для тех, кто не читает книг. Для молодежи, которая торчит в Интернете, разглядывая картинки. Раньше Голливуд снимал фильмы для родителей, но, оценив прибыли, приспособился к новым временам. К счастью, есть способы наслаждаться фильмами, оставаясь в стороне от больших кинозалов. Я не снимаю фильмов для мультиплексов, где сидят дети, жующие попкорн».

Il Corriere della Sera , Valerio Cappelli

В своем фильме Кончаловский утверждает, что возможность искупления существует, что любовь может дать успокоение даже тем, кто пережил ад на земле: «Мой фильм — это размышление о двадцатом веке, полном иллюзий, превратившихся в ничто. Это фильм об опасности риторики ненависти и о том, что только сила любви может победить Зло».

La Stampa , Fulvia Caprara

Даже ограничения академического кадра Кончаловский и Симонов используют себе на пользу, заключая в нем, как в тюремной камере, всех героев, чтобы постоянно напоминать: никто не покинет этого кошмара до конца свободным.

Читать полностью

Variety, 09.10.2016

Интервью с оператором Александром Симоновым

Работать с Андреем Кончаловским комфортно, потому что он прекрасно понимает специфику и нюансы профессии оператора: замечательно разбирается в оптике и композиции, говорит с тобой на одном языке, и часто это очень помогает. С ним не бывает ситуаций «Ты сними красиво, а я поработаю с актерами».

Читать полностью

tvkinoradio.ru, 23.01.2017

Потрясающий фильм Андрея Кончаловского «Рай»

Если кино — искусство, Искусство с большой буквы, то мы обязаны этим таким фильмам, как последняя работа Андрея Кончаловского «Рай».

Читать полностью

Entretanto MAGAZINE, 17.05.2017

Рай: размышление над иллюзиями ХХ века

Безупречная режиссура (Серебряный лев в Венеции 2016 году) и великолепная черно-белая картинка Александра Симонова — отличительные особенности уникального и значительного фильма, рассказывающего об ужасах изнутри, совмещающего документальность, которая затрагивает ад оккупации и концентрационных лагерей, с трогательными и убедительными переходами в мелодраму.

Любопытный формат 4:3 и постоянное использование статичной камеры, съемки «вне кадра» придают фильму необыкновенную серьезность, делают кино очень авторским и высокохудожественным.

Читать полностью

www.zerkalospettacolo.com, 26.01.2018

«Рай» — черное и белое Андрея Кончаловского

В фильме формата 4:3, прекрасно задуманном и смонтированном, снятом в глубоком черно-белом цвете, автор удивительным образом размышляет о человеческой природе.

Читать полностью

Gazzetta di Parma, 27.01.2018
Кончаловский о фильме

«Я не снимал картину о физических страданиях, в ней нет отрезанных голов и груд мертвых тел. Моя картина о самом главном — о человеческих отношениях. Меня интересует тема духовного насилия, насилия над душой. Это передать сложнее. Может быть, в последний раз этим полноценно занимался Достоевский. А духовное насилие я считаю даже более страшным, чем физическое.»

Читать статью полностью

Ъ-Огонек, 19.09.2016

«Люди следуют за тем, кто создает иллюзию чего-то хорошего. Мне важно дать понять это. Мне нравятся мои персонажи, мне нравится, когда они работают вместе, мне нравится этот фашистский офицер, и именно потому, что они мне нравятся, я и страдаю. Часто, если вам нравится человек, если вы его любите, и он совершает что-то чудовищное — вы не перестаете его любить. Вы только страдаете. Я считаю, что не стоит давать зрителям готовую правду. Зрители должны попасть под обаяние персонажа. Как в большом романе — в нем могут быть замечательные персонажи, которые абсолютно неправы».

Читать статью полностью

THE HUFFINGTON POST, 12.09.2016

— Как бы вы охарактеризовали свой фильм?

— Это фильм-размышление о двадцатом веке и об опасности риторики ненависти, которая до сих пор является угрозой жизни и безопасности миллионов людей на земле.

Il Messaggero

Я хочу говорить о Зле в более общем смысле, о Зле в человеке, и это вечная тема. Зло рождается ежедневно, и часто делающий зло убежден, что творит добро: в этом вся трагедия человечества. Мы сбрасываем бомбы на Ливию, Ирак, Сербию и думаем, что делаем добро, несем свободу и демократию. Но можно ли действительно так говорить? C другой стороны, я снимаю фильмы, чтобы заставить почувствовать тот ужас, который люди часто не ощущают.

Читать статью полностью

Il Gazzettino (Treviso), 09.09.2016
Скачать пресс-кит