Eng
Размышления

Истоки и смысл русской зависти

8 февраля 2007 г., «Аргументы недели», газета

«Мне кожаной обуви не надо, но и ты, сука,

ходи на кожимите (искусств. коже)...»

Писатель В.Максимов. Из высказываний

об особенностях русского характера

Сначала я хотел писать статью о капитализме в России - в ответ на статью Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма». Но, подумав, понял, что всё уродство современного российского общества имеет одну причину – зависть, древнюю русскую особенность. О Русской Зависти и поговорим.

В середине 90-х прошлого века я задался целью рассмотреть процессы, происходящие тогда в деревне. Я хотел показать, что именно зависть мешает развитию мелкого и среднего бизнеса в России. Получилась ...комедия «Курочка Ряба». Чего я только не наслушался тогда в свой адрес! И я – «де барин, и вообще приехал из Америки и учу православных жизни» и пр. и пр. Ан нет, господа хорошие, неужели вы и теперь настолько же слепы, что до сих пор не видите - я был прав! Более того, истоки русской зависти находятся в истории Древней Руси, в том пресловутом первобытном общинно-родовом строе, благодаря которому в те дикие времена и выжил род человеческий.

Общинно-родовой строй был опорой и основой развития народов Европы, но исторические пути и скорость развития разных народов были неодинаковыми. На Руси, в отличие от Европы, со временем распада общины не произошло, общинно-родовой строй сохранялся. Этому есть, по крайней мере, два объяснения. Первое - разница климатических условий, второе - идеологическое разделение Христианской церкви на Восточную (ортодоксальную) и Западную (латинскую).

Климат Западной Европы позволял интенсивно развиваться земледелию. То есть почва приносила урожаи, дающие излишек продукта. Для реализации излишков возник рынок, который, в свою очередь, положил начало развитию товарно-денежных отношений и накоплению капитала. Появление более успешных хозяйств привело к классовому расслоению крестьянства и потом к разрушению общинного строя и, в конце концов, возникновению буржуазии.

На Руси, как известно, неблагоприятный климат не способствовал производительности труда: в среднем, каждый третий год был неплодородным - не только на еду, но и на семена не хватало. Поэтому рынок, как инструмент развития капитализма и возникновения буржуазии, в России практически отсутствовал до середины второго тысячелетия.

Разделение христианства на восточное и западное определило разные пути исторического развития. Латинская церковь не боялась богословских дискуссий, а, следовательно, позволяла интеллектуальное осмысление Бога. В то же время понятие денег в католичестве утверждалось как эквивалент труда и достоинства, что создавало предпосылки для развития капитализма. В Восточной же церкви господствовал догмат «богатство – грех», что, естественно, не создавало морального стимула для накопления денег. На мой взгляд, именно поэтому воровство в России не вызывает у преступника чувства неискупленной вины – ведь «лихой человек» крадет у богатого, т.е. грешника...

Итак, в сфере влияния Латинской церкви интенсивно шел процесс разрушения первобытной общины и народившаяся буржуазия создала понятие индивидуализма и личных гражданских прав. В государствах же влияния Восточной Церкви община держалась несокрушимо, мало того, земля отчуждалась от землепашца и возникала рабская зависимость крестьянства от землевладельцев.

Главным признаком восточноевропейской общины было отсутствие любой возможности выделиться, поднять свое благосостояние – эти попытки немедленно пресекались в самом корне. Отсюда так успешны были шаги советской власти по внедрению «уравниловки». В типологии крестьянского сознания, написанной аргентинским социологом Мариано Грондона, одним из основных признаков является зависть: «Возвышение или успехи соседа воспринимаются как угроза собственному благополучию». Эта ложная парадигма основана на крестьянском представлении о константе богатства, т.е. убеждение, что богатство не наращивается постоянным и общим трудом, а только перераспределяется и, в силу этого, «если сосед богатеет, - то это за мой счёт»...

Хотел я и дальше развивать свои научные доводы об истоках русской зависти, но тут попался мне на глаза один интернет-форум. И я вдруг увидел, что не только я так думаю: многое из того, что я хотел написать, было высказано другим русским человеком. Дорогие читатели, поскольку знака авторских прав я не нашёл, то позволю себе процитировать некоторые фрагменты этого монолога, чтобы как можно больше людей их оценило.

Вот что пишет уважаемый автор Кирилл Навозников на форуме сайта «РоссеЯ – Zaozersk.ru».

«Русская зависть - это мотор, это воздух, это стихия русской жизни... Самое отрицательное проявление русской зависти заключается в том, что в отличие от стран, которые мы уважительно и с традиционным пиететом называем цивилизованными..., в России всё, что выделяется по своим достоинствам и качеству откровенно ненавидят. Из зависти. Всё, что выходит за рамки среднего, серого, вызывает в русских настороженность, беспокойство, и когда русский человек понимает, что это... само по себе ХОРОШО, он начинает это лучшее вокруг себя гнобить, искоренять - из зависти и из опасения, что на фоне этого он сам покажется недостаточно хорошим. ...практически во всём мире уважают успех, красоту, ум, талант и пытаются подражать, следовать за ними, прилагая усилия над собой. И только в России талант и всё ценное вызывает неприятие. Кто вспомнит, когда в России умные, талантливые, сильные и красивые люди признавались при жизни? Нет таких. Большинство из них (поэтов, инженеров, мыслителей) умирало рано, в нищете, под шумок завистливого русского общества...

Зависть и недоверие ко всему, что выходит за пределы среднего и серого, болотная инертность и подленькое чувство «не выделяться, все как-нибудь пережить и хорошо пристроиться» порождают в России феномен тотальной стадности и круговой поруки, которую облюбовали любители русской старины, выдавая ее то за соборность, то за общинность, то за природный русский коллективизм. Спросим себя, что двигало революцию 1917 года? Зависть! Зависть к дворянству, к «кулакам», к буржуям, к империалистическим странам. В итоге - кровавая гражданская война и большевизм с повальными расстрелами и стукачеством, всеобщая, но средняя и одинаковая для всех - нищета.

Что двигало революцию 1991 года? Зависть! Зависть к номенклатурным карточкам, столовкам, партпайкам и дачам, к загранпоездкам и «берёзкам». И всё та же вечная зависть к загнивающему Западу. Советским людям сказали, что номенклатура жирует за его счёт, показали витрины западных супермаркетов, ...и советский народ молча и гордо пр....л всё, за что заплатили огромную цену его отцы и деды десятилетия назад, всё предав и всё продав, рванув кто в большой хапок, кто - кому не повезло - на социальное дно...» (конец цитаты – А.К.).

Благодарю, Кирилл, лучше не напишешь! Действительно, в России и по сей день общинно-родовое сознание проявляет себя со всех сторон, начиная от загаженного подъезда и заканчивая «классовой солидарностью» олигархов, которые готовы сдать или сожрать друг друга при первой же возможности. От себя могу с горечью утверждать, что не знаю другой нации, которая была бы более ЗЛОЖЕЛАТЕЛЬНА к успешным людям и жалостлива к падшим неудачникам... Но, всё-таки, если находятся такие разумно мыслящие люди, как выше процитированный мною гражданин, то есть надежда, что мы со временем постигнем свою русскую суть, чтобы хоть как-то её изменить.

Оставить комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий, нужно авторизоваться...
искусство капитализм кино кинематограф заблуждения демократия выборы зависть европоцентризм Джордж Буш дедовщина здоровье историческое развитие историческое нетерпение история историческая вина идеология индивидуальная ответственность jetlag Казахстан жизнь мужчины и женщины деньги непотизм личная ответственность политкорректность политика Pussy Riot общество государство оттепель доверие Владимир Путин богатство абсурд Александр Александр Невский Александр Солженицын анонимная ответственность Антон Чехов армия бизнес бог буржуазия Василий Ключевский вера взятки Владимир Ленин война воровство Восток и Запад Георгий Плеханов Европа Кирилл и Мефодий коммерция коррупция крестьянское сознание культ личности культура Лев Толстой либерализм маркетинг марксизм международный женский день Михаил Горбачев нацизм национальная совесть нетерпимость Николай Гоголь новая философия Петр Первый правительство православие рабство равнение на Запад революция реклама религия реформы российский менталитет российский народ Россия русский народ семья смерть снобизм Советский Союз современное искусство Средневековье СССР сталинизм США толерантность транснациональные кампании Федерико Феллини феодальное сознание холокост христианство цивилизация шестидесятые экология Юрий Андропов язычество

«Если у тебя нет времени сделать добро, значит у тебя нет времени стать хорошим человеком».

«Я очень люблю Нагибина как писателя, он был чрезвычайно талантлив и как сценарист, почти все его вещи кинематографически зримы, ярки по образности. Работать с ним доставляло огромное удовольствие.

Работа шла трудно, утомительно. Сценарий не менее объемный, многоплановый, чем «Сибириада», не менее сложный по своей структуре. Очень многое надо было придумать. В конце концов, сценарий был окончен. Начинали мы его, когда я делал «Поезд-беглец», заканчивали на «Гомере и Эдди». Думаю, среди многих сценариев, написанных при моем участии, это один из лучших. Замечательный! Наотмашь! Великий фильм может из него получиться. Верю, что когда-нибудь поставлю его. Дело, увы, упирается в деньги. Только в них.

До сих пор храню у себя очерк Нагибина, давший толчок долгой судьбе этого замысла. История «Белой сирени», история романса, который стал поводом рассказать об истории России, о великих потрясениях, пережитых ею на протяжении полувека».

«Бешеные деньги имеют способность сводить с ума – здравомыслящий человек теряет голову, ему начинает казаться, что он сильнее государства, и может «кроить» его по своему интересу. «Бешеные деньги» - главная беда России».