Eng
Размышления

Почему мусорный ветер свистит в голове русского человека.

3 августа 2006 г.

Почему у нас так не получается (как в ЕС)?

Потому что, извиняюсь, все сопли жуем и политиканствуем»

Из изречений Президента РФ Владимира Путина.

Над Россией веет мусорный ветер... Я много лет совершаю утренние пробежки по берегу Москвы-реки, там, где раньше в 50-х годах прошлого века был благоустроенный дипломатический пляж. По воскресеньям иностранцы устраивали пикники, всегда убирая за собой мусор. После перестройки, «диппляж» упразднили, в Россию «хлынул» фастфуд с его одноразовой упаковкой и посудой, и с этого момента прекрасное место отдыха перестало быть таковым. Теперь здесь – горы мусора. И я не понимаю, как люди, приезжающие сюда по выходным, могут отдыхать среди этого мусора и после себя оставлять ещё больше. Наверняка, когда весь этот неухоженный пляж будет завален гнилью и бутылками окончательно, туристы переместятся в другое место, где «займутся» тем же... Правда, остался там один овраг – туда не может проехать машина – вот там пока не нагадили. Слава Богу, думаю я, сюда ещё не ступала нога человека. Русского человека.

Обидно и оскорбительно. Ну почему в России так грязно? Считаю, что это не отсутствие культуры, как думали большевики, это определённая культура. Привычки и свойства русского характера, которые формировались тысячелетиями. Более того, многие из них пришли к нам из Византии. Об этом писал ещё историк Василий Ключевский: «Вместе с великими благами, какие принесло нам византийское влияние, мы вынесли из него и один большой недостаток. Источником этого недостатка было одно - излишество самого влияния». Византийская культура возникла из греческой, оттуда же мы унаследовали пассионарность - понятие, которое ввёл Лев Гумилёв. Разница между нами и Западом восходит к конфликту между греческим Дионисом и латинским Аполлоном. Эти божества всегда были антагонистами.

Дионис - бог виноделия и веселья - символизирует раскрепощение инстинктов, эмоциональный экстаз. Греция строилась на дионисийской культуре, где главным было чувственное восприятие мира и хаос, так как чувства всегда хаотичны. Это отсутствие стремления к порядку было унаследовано Византией, а впоследствии и нами.

Аполлон же символизирует философию системного порядка. Аполлонизм - это желание привести мир к гармонии, поэтому латинская культура так отличается от греческой. На «развалинах» греческой культуры римляне построили латинскую философию, там же появилось знаменитое римское право.

Здесь можно найти причины раскола христианства на восточную и западную ветви. Католицизм хотел размышления и порядка. Но основанное на греческих, дионисийских корнях, православие не стремилось размышлять, а хотело «чувствовать» и «верить» (В.Ключевский). Мы всё воспринимаем эмоционально, для нас разрушение важнее созидания. Сколько раз мы превращали наше достояние в «развалины», не задумываясь о том, что можно построить взамен.

Итак, основная причина того, что в России «властвует» мусор и грязь – это тысячелетние традиции, заложенные в русской культуре и мировоззрении.

Вторая причина заложена в особенностях русского крестьянского сознания - это неспособность идентификации себя с интересами других. Помните? - «Моя хата с краю, ничего не знаю». Я рискую повторяться, но вам, дорогие читатели, придётся терпеть: отсутствие буржуазии в России – одна из самых главных причин своеобразия нашей истории.

Я уже писал как-то о том, что в Европе города возникли раньше, чем в России. Большая скученность городского населения требовала создания санитарных условий, поскольку была велика опасность эпидемий. В любом средневековом городе уже существовала система водостоков. И в современном Лондоне вы луж не найдете, а дожди идут постоянно, – там водостоки функционируют, а в Москве после сильного ливня просто стихийное бедствие – наводнение!

В российских городах никогда не было большой тесноты, да и морозная погода способствовала замерзанию нечистот. Но весной все начинало таять, и расстояние до Москвы путешественники определяли... по запаху. «Во завоняло! — сообщали извозчики. - Значит, уже близко». Один из петербургских генералов Екатерины I, заглянувший в Москву в феврале, сообщал: «Только два дня, как началась оттепель, но от здешней известной вам чистоты такой столь бальзамовый воздух и такая мгла, что из избы выйти нельзя».

Уверен, причина терпимости к грязи связана с отсутствием индивидуальной ответственности в этическом кодексе русского человека. В конце 19 века Чехов написал об этом в «Острове Сахалин»: «... несколько слов об отхожем месте. Как известно, это удобство у громадного большинства русских людей находится в полном презрении. В деревнях отхожих мест совсем нет. В монастырях, на ярмарках, в постоялых дворах, где еще не установлен санитарный надзор, они отвратительны в высшей степени... Если грязь и вонь, то виноваты все, а значит никто».

И, тем не менее, в деревнях можно встретить чистые избы и туалеты, но это значит, что хозяйка там аккуратная, и, если кто-то нагадит, то получит по заслугам. Получается, русская ментальность в этом случае не анонимна - может быть чисто лишь тогда, когда человек боится наказания. В западной же, особенно протестантской культуре, этика строится на анонимной ответственности. Это относится не только к соблюдению чистоты, но к тщательности в работе и уважению законов.

Бессмысленно призывать людей к чистоте и порядку. Можно даже, отчаявшись, написать, как император Павел I - «На мосту ВООБЩЕ запрещается!». Это ничего не изменит - слишком глубоки тысячелетние традиции. На ум приходит политика Ли Кван Ю – премьер-министр Сингапура, столица которого на глазах превратилась из загаженного провинциального городка в один из самых чистых городов мира. Посоветовавшись с народом, он ввёл уголовное наказание даже за плевок мимо урны. В каждом лифте за немалые деньги были поставлены датчики влажности, чтобы каждый правонарушитель, расстегнувший штаны, был немедленно изобличен. Если человека трижды поймали за то, что он бросает мусор на улице, он обязан мыть улицу по воскресеньям, надев на себя табличку «Я намусорил». Ли Кван Ю одобрил телесные наказания. И наказание палками в Сингапуре существует до сих пор. Парадокс в том, что сингапурцы благодарны своему правителю!

Безусловно, мы не одни такие. В странах третьего мира люди не привыкли сортировать и упаковывать мусор, они просто выбрасывают его на улицу. Индия, Латинская Америка погибают под миллиардами тонн упаковки из биологически неразлагающегося материала, который будет лежать на земле сотни лет.

Но оттого, что мы не одни такие, легче не становится. Индия, например, не стремится быть европейской, а мы пыжимся изо всех сил. Значит, необходимо строго наказывать - за вандализм, за грязь на лестничной площадке и в вагоне метро, за антисанитарию в квартирах. И, как считают сингапурцы, самым главным в наказании должна быть его неотвратимость.

Жалко, что наше правительство не осмелится заимствовать опыт Сингапура – уж больно мы боимся упрёков со стороны Запада, уж больно мы хотим выглядеть европейцами. Поэтому мусорный ветер свистит не только над страной, он свистит в голове русского человека. И если мы изо всех сил хотим стать европейцами, то надо принимать драконовы меры, а не «сопли жевать», как сказал известный вам человек.

Оставить комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий, нужно авторизоваться...
искусство капитализм кино кинематограф заблуждения демократия выборы зависть европоцентризм Джордж Буш дедовщина здоровье историческое развитие историческое нетерпение история историческая вина идеология индивидуальная ответственность jetlag Казахстан жизнь мужчины и женщины деньги непотизм личная ответственность политкорректность политика Pussy Riot общество государство оттепель доверие Владимир Путин богатство абсурд Александр Александр Невский Александр Солженицын анонимная ответственность Антон Чехов армия бизнес бог буржуазия Василий Ключевский вера взятки Владимир Ленин война воровство Восток и Запад Георгий Плеханов Европа Кирилл и Мефодий коммерция коррупция крестьянское сознание культ личности культура Лев Толстой либерализм маркетинг марксизм международный женский день Михаил Горбачев нацизм национальная совесть нетерпимость Николай Гоголь новая философия Петр Первый правительство православие рабство равнение на Запад революция реклама религия реформы российский менталитет российский народ Россия русский народ семья смерть снобизм Советский Союз современное искусство Средневековье СССР сталинизм США толерантность транснациональные кампании Федерико Феллини феодальное сознание холокост христианство цивилизация шестидесятые экология Юрий Андропов язычество

«У Эйнштейна спросили, что помогало ему в его открытиях. Он ответил: «Я просто прислушался к голосу природы. Он очень тихий, но у меня хороший слух». Так вот, я мечтаю, чтобы человечество научилось слушать шепот природы, сформировавшей национальные особенности разных народов и рас. Только тогда мы поймем, как помочь странам с инертным сознанием открыться для процветания и равноправия».

«Цивилизация и культура – не одно и то же. Цивилизация строится на приоритете прав, культура – обязанностей. Скажем, в культуре китайской или японской, еврейской или арабской человеку предписывается великое множество ритуалов, обязанностей, имеющих силу закона, требующих неукоснительного исполнения, не считающихся с личными правами. Но и внутри этой культуры человек тоже может быть свободен».