Eng
Пресса

В греческом зале

26 марта 2018 г., Российская газета - Федеральный выпуск №7526 (63)

Нынешняя громкая премьера - уже второе обращение режиссера к древнегреческому драматургу: первая версия постановки несколько лет назад была представлена в знаменитом итальянском театре "Олимпико" - том самом, который в XVI веке открывался именно этой трагедией Софокла.

И Андрей Кончаловский и исполнительница роли Антигоны Юлия Высоцкая уверены что это две совершенно разные работы.

- С моей стороны это было легкомысленно и даже безответственно, - с улыбкой вспоминает Высоцкая о своем участии в спектакле в Италии. - Я себе говорила: если не удастся что-то актерски в себе открыть, хотя бы улучшу свой итальянский.

Но играть "Эдипа в Колоне" на русском оказалось на порядок сложнее. "Мы все почувствовали, насколько язык имеет значение, какую дополнительную ответственность он накладывает. При этом в России все более насыщенно, накала больше, поэтому получается совсем другой "коктейль".

Не "получился", а именно "получается": говорить о спектакле, как о уже завершенной работе, несмотря на прошедшую премьеру, нельзя. По словам Андрея Кончаловского, в течение еще ряда показов он будет приезжать в Северную столицу доводить свое детище "до ума".

Центральная тема пьесы - борьба между царем Афин Тесеем, сыном Эдипа Полиником и приближенным к Эдипу Креонтом за влияние на главного героя и его дочь Антигону. От точного следования за автором режиссер все-таки ушел. Трагедия определенным образом адаптирована для современного зрителя. Софокловская коллизия перенесена в другое время: так, Эдип (в исполнении актера БДТ Николая Горшкова) носит джинсы и скрывает свой недуг за темными очками.

- Я отношусь к любому произведению классики, как к партитуре великого композитора, поэтому мне сложно что-то менять и переставлять местами. Но все же я сделал свою интерпретацию, попытался, в частности, что-то сократить. Не потому что думал, что зрителю будет скучно, а потому что некоторые вещи действительно не очень понятны, какие-то подробности не так интересны. Мне показалось, что это все будет немного отвлекать от сути, - поясняет Кончаловский.

По его словам, называть какую-то основную эмоцию, которая должна овладеть зрителем, определить атмосферу постановки невозможно. Да и не нужно.

- Жизнь - полижанровая вещь, мы хотели соединить цирк с трагедией, а балаган с пафосом. А о чувствах зрителя лучше всего говорят маски греческого театра: смех, слезы и страх. Если есть эти эмоции, то больше ничего не нужно, - уверен режиссер.

Художественный руководитель петербургского театра Андрей Могучий рассказал, что выбор спектакля для БДТ имени Товстоногова был за самим режиссером.

- Я был инициатором того, чтобы Кончаловский ставил что-то в Петербурге, а что именно - тут мы уже шли за Андреем Сергеевичем. Но у нас в репертуаре нет древнегреческих трагедий, особенно прочитанных в сегодняшнем контексте, а Софокл - это очень правильный выбор. Теперь "Эдип в Колоне" - спектакль БДТ, и его ждет большая гастрольная программа.

Текст: Инга Бугулова

Андрей Кончаловский Искусство кино Каннский фестиваль Дмитрий Быков Дуня Смирнова Esquire творческий вечер Жиль Жакоб Глянец Гофман Гольдони Голливуд Дом дураков Италия Мороз по коже Орден Почетного Легиона Оскар политика На трибуне реакционера Поезд-беглец Дядя Ваня Август Стриндберг Александр Домогаров Александр Симонов Альберто Тестоне Андрей Тарковский Андрей Плахов Антон Чехов Балтийский дом Бергман Ближний круг Борис Годунов Варшава Великобритания Венецианский кинофестиваль Венеция видео Вишневый сад Возлюбленные Марии Война и мир выпускники ГИТИС Гомер и Эдди Грех Дмитрий Петрович Кончаловский Дорогие товарищи! Дуэт для солиста Дуэт для солистки интервью История Аси Клячиной карантин кинорежиссер книга Кончаловский Король Лир коронавирус COVID-19 Краснодар Крис Солимин Кристофер Пламмер культура Лев Толстой Лондон МАМТ Мариинка Мариинский театр мастер-класс Микеланджело Минкульт Мисс Жюли Монстр МХАТ им. М. Горького МХАТ им. М.Горького Наблюдатель Неаполь новость новый проект Одиссея Ольбрыхски опера опера Джандреа Нозеда оператор Отелло Первый учитель Петр Последнее воскресение Правила жизни премия премьера Пути России Рай Реджио ретроспектива Ретроспектива фильмов Романс о влюбленных Россия Русские сезоны Санкт-Петербург Сибириада Спас спектакль Стыдливые люди Сцены из супружеской жизни ТАСС творческая мастерская Андрея Кончаловского театр театр Гольдони театр им. Моссовета театр имени Моссовета театр Моссовета театр на Малой Бронной Три сестры Турин Укрощение строптивой Уорик фестиваль Франция Хелен Миррен Художественный Чайка Чехов широкий прокат Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эль Феннинг Эрнст Теодор Амадей Гофман Эхо Москвы юбилей Юлия Высоцкая