Eng
Пресса

Слабость человеческая

11 января 2018 г., www.brecha.com

Пожалуй, в истории кинематографа нет другого жанра, к которому режиссеры возвращаются с таким постоянством, как исторический фильм, снятый о концентрационном лагере.

Следует, впрочем, заметить, что эта жуткая квинтэссенция ужасов XX века довольно непроста для изображения, поскольку и ГУЛАГ, и концлагерь в Южной Африке, Камбодже или Японии, и любое другое место на планете, предназначенное для «перевоспитания», «удержания», «труда», которые притягивают внимание, в основе своей однотипны. Изображение зачастую выходит довольно схематичным: заключенные хорошие, нацисты плохие, с более или менее заметными отличиями.

Корифей российского кинематографа режиссер Андрей Кончаловский («Сибириада», «Возлюбленные Марии», «Поезд-беглец»), давно не напоминавший о себе автор выдающихся картин, свидетельствующих о его таланте, в новой работе смог замечательным образом избежать упрощений, поместив действие в оккупированную Францию времен Второй мировой войны.

В центре — судьбы трех главных героев: Ольги, русской аристократки, участницы французского сопротивления, арестованной за то, что пыталась спасти еврейских детей; Жюля, полицейского-коллаборациониста, который расследует ее дело; и Хельмута, высокопоставленного офицера СС, у которого до войны был роман с Ольгой, теперь направленного в тот самый концентрационный лагерь, где оказывается она.

В обычный ход действия вставлены сцены, в которых три главных героя дают показания перед камерой. Зритель догадывается, что это предвосхищение будущих событий, когда герои предстанут перед судом, вот только не известно, в качестве кого: свидетеля или обвиняемого.

Кончаловский прекрасно понимает, что вряд ли можно сказать что-то новое об ужасах концентрационного лагеря, но тем не менее он останавливается на весьма интересном аспекте: несостоятельности некоторых жизненных принципов в тот момент, когда перед человеком стоит цель выжить.

Каждый из трех героев пытается приспособиться к реальности, в которой оказывается, и вынужден пересматривать свои моральные установки. В тот самый момент, когда Ольга предлагает себя Жюлю, становится ясно, что она цепляется за жизнь любой ценой, затем в картине ставятся под сомнение и развенчиваются такие общепринятые понятия, как сотрудничество, принадлежность к общему делу и даже солидарность. Одна из сцен в концлагере, когда умирает старая женщина, а остальные заключенные внезапно бросаются к ней, чтобы забрать себе ее одежду, показывает, что в момент, когда повсюду смерть, происходит отказ от некоторых этических норм.

Также крайне интересен внутренний процесс осознания, который переживает Хельмут, постепенно осмысляя весь ужас, в который он погружается и который невольно одобряет своими повседневными действиями. Слово «рай» в названии фильма напрямую связано с нацистской идеей изменения мира и создания идеала, осмысление которого производит в сознании молодого офицера эффект, подобный короткому замыканию.

В интервью журналу Fotogramas Кончаловский сказал, что его картина повествует «о человеческих ошибках, о привлекательности зла, об американских пилотах, которые сбрасывали бомбы на Ливию, думая, что сражаются за демократию, о смерти трехсот тысяч человек в Ираке, о той войне, которая, по словам самих же американцев, оказалась ошибкой».

Так, проявляя намеренную сдержанность в выборе средств, режиссер добивается всеобъемлющего рассказа, одного из самых точных среди тех, что повествуют об этом трагическом периоде истории человечества.

Оригинал: https://brecha.com.uy/sucumbir-es-humano/

Андрей Кончаловский Искусство кино Каннский фестиваль Дмитрий Быков Дуня Смирнова Esquire творческий вечер Жиль Жакоб Глянец Гофман Гольдони Голливуд Дом дураков Италия Мороз по коже Орден Почетного Легиона Оскар политика На трибуне реакционера Поезд-беглец Дядя Ваня Август Стриндберг Александр Домогаров Александр Симонов Альберто Тестоне Андрей Тарковский Андрей Плахов Антон Чехов Балтийский дом Бергман Ближний круг Борис Годунов Варшава Великобритания Венецианский кинофестиваль Венеция видео Вишневый сад Возлюбленные Марии Война и мир выпускники ГИТИС Гомер и Эдди Грех Дмитрий Петрович Кончаловский Дорогие товарищи! Дуэт для солиста Дуэт для солистки интервью История Аси Клячиной карантин кинорежиссер книга Кончаловский Король Лир коронавирус COVID-19 Краснодар Крис Солимин Кристофер Пламмер культура Лев Толстой Лондон МАМТ Мариинка Мариинский театр мастер-класс Микеланджело Минкульт Мисс Жюли Монстр МХАТ им. М. Горького МХАТ им. М.Горького Наблюдатель Неаполь новость новый проект Одиссея Ольбрыхски опера опера Джандреа Нозеда оператор Отелло Первый учитель Петр Последнее воскресение Правила жизни премия премьера Пути России Рай Реджио ретроспектива Ретроспектива фильмов Романс о влюбленных Россия Русские сезоны Санкт-Петербург Сибириада Спас спектакль Стыдливые люди Сцены из супружеской жизни ТАСС творческая мастерская Андрея Кончаловского театр театр Гольдони театр им. Моссовета театр имени Моссовета театр Моссовета театр на Малой Бронной Три сестры Турин Укрощение строптивой Уорик фестиваль Франция Хелен Миррен Художественный Чайка Чехов широкий прокат Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эль Феннинг Эрнст Теодор Амадей Гофман Эхо Москвы юбилей Юлия Высоцкая